Культовому российскому режиссеру Алексею Балабанову сегодня могло бы исполниться 63 года.
Автора знаменитой дилогии «Брат» не стало девять лет назад. Балабанов не справился с сердечным приступом, заставшим его в работе над сценарием для новой киноленты. После себя он оставил 20 картин, в числе которых экранизация Михаила Булгакова «Морфий» и шокирующий фильм «Груз 200».
SPB.AIF.RU в день рождения режиссера собрал пять лучших лент Алексея Балабанова по версии зрителей.
«Замок»
Дата премьеры: 1994 год
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,1
Основные награды: Ника-1994, приз за лучшую работу художника по костюмам, приз за лучшую работу художника-постановщика.
Один из лучших своих фильмов Балабанов снял по роману Франца Кафки «Замок». На роль землемера режиссер пригласил Николая Стоцкого. Также в картине сыграли Светлана Письмиченко и Виктор Сухоруков, появившиеся впоследствии в фильме «Брат».
Согласно сюжету, землемера приглашает Замок для ведения работ. Прибыв в деревню, главный герой с удивлением обнаруживает, что здесь его никто не ждет. Попытка же доказать свои права наталкивается на стену непонимания. В итоге героем овладевает желание проникнуть в загадочный Замок. Землемер ради этой цели предает любимую женщину, унижается, теряет и обманывает себя.
Балабанов в своей картине предлагает свой вариант концовки незавершенного романа Франца Кафки. Пожалуй, «Замок» остаётся на сегодняшний день одной из лучших отечественных экранизаций творений австро-венгерского прозаика.
«Прибытие поезда»
Дата премьеры: 8 октября 1996 года
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,2
Основные награды: Берлинский кинофестиваль-1996, приз за лучший короткометражный фильм; Кинотавр-1995, приз гильдии киноведов и кинокритиков, Призм международной ассоциации кинокритиков.
В середине 1990-х киноальманах «Прибытие поезда» собрал множество лестных отзывов кинокритиков. Лента состоит из четырех новелл: «Свадебный марш», «Экзерсис №5», «Дорога» и «Трофимъ». Над последней работал Алексей Балабанов. Остальные три части снимали Владимир Хотиненко, Александр Хван и Дмитрий Месхиев.
«Прибытие поезда» изначально задумывался как альманах из пяти новелл, связанных между собой темой столетия кино, а точнее, как парафраз на первые фильмы братьев Люмьер. Его должны были снять пять режиссеров – победителей программы «Номинация. Кино. XXI» в Ялте в 1994 году. В их число сперва входили Александр Хван, Сергей Сельянов, Иван Дыховичный, Владимир Хотиненко и Валерий Тодоровский. Дыховичный спустя год уступил место Месхиеву, а Сельянов – Балабанову. Тодоровский также выбыл. Режиссеров осталось только четверо – им и удалось снять по одной новелле.
Часть Балабанова «Трофимъ» повествует о судьбе мужчины, приревновавшего супругу к брату. Преступник топором убивает родственника и пускается в бега – в столичный Петербург. Тут его и ловят в борделе. Новелла Балабанова как бы реставрирует создание документального сюжета «Прибытие российского поезда», снятого оператором кинохроники, на которую и попал прибывший в столицу герой.
Война
Дата премьеры: 14 марта 2002 года
Рейтинг «Кинопоиска»: 7,8
Основные награды: Кинотавр-2002, главный приз «Золотая роза»; Ника-2003, лучшая мужская роль второго плана (Сергей Бодров – мл.); Золотой орел-2003, лучшая работа звукорежиссера.
Картина, в которой свой дебют в кино совершил 19-летний на тот момент Алексей Чадов, стала третьим по популярности фильмом Балабанова после дилогии «Брат». В ней рассказывается о судьбе британца, супругу которого держат в плену чеченские боевики. Ему не удаётся вовремя собрать крупную сумму на выкуп, поддержки властей в Англии и в РФ он также не добивается. У него остаётся только один вариант – попросить помощи у Вани Ермакова, живущего в Тобольске, который был в плену у командира боевиков Аслана Гугаева. Они вдвоем едут в Чечню, где, рискуя жизнью, освобождают пленников.
Известно, что сценарий к этому фильму Балабанов написал в 1998 году, когда увидел по ТВ отрубленные головы британских специалистов, работавших на территории Чечни. Режиссер ставил себе цель – сделать картину как можно более близкой к реальности. Балабанов для подготовки вылетал в Чечню, общался с бывшими пленными, просматривал пленку с хроникой зверств боевиков.
Фильм в итоге сняли в пяти регионах: в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечне, Москве, Петербурге, Тобольске и Лондоне.
После выхода картины на экран Алексея Балабанова, среди прочего, обвиняли в неполиткорректности. Неизвестно, повлияли ли эти высказывания на режиссера, но после «Войны» он снял два «легких» фильма – криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».
Брат 2
Дата премьеры: 11 мая 2000 года
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,1
Основные награды: Кинотавр-2000, номинация на главный приз «Золотая роза».
Продолжение культового фильма режиссера Балабанова ждали миллионы телезрителей. Пиратские копии картины, издаваемые в формате VHS, в огромных количествах сбывались торговцами на улицах, а саундтрек к фильму продавался на CD и к тому моменту ещё не ушедших в прошлое аудиокассетах. Казалось, что вторая часть картины про Данилу Багрова переплюнет по популярности основную историю, однако этого не произошло.
По сюжету кинофильма герой блистательно исполнившего свою роль Сергея Бодрова пытается установить справедливость, беря на себя роль мстителя. В «Брате-2» Данила Багров пачками укладывает бандитов из разного вида оружия под лихой рокерский саундтрек. Попутно герой освобождает из финансовой кабалы брата-хоккеиста своего убитого киллером товарища и забирает домой проститутку Дашу, попавшую в зависимость от своего сутенера. Финал картины стал более оптимистичным, в отличие от первой части «Брата». Главный герой не остался в одиночестве. Да и такое окончание давало повод поразмыслить над появлением «Брата-3».
Однако против очередного продолжения отказался Балабанов. Он считал, что герой Данилы Багрова исчерпал себя. Известно, что «Братом-3» могла стать часть в Америке, но её было решено присоединить ко второму фильму.
Сергей Бодров и Виктор Сухоруков предлагали Балабанову сделать продложение. Актеры даже ходили к режиссеру с набросками сценария. Однако теперь появлению «Брата-3» может способствовать, пожалуй, лишь безумная идея российских продюсеров, привыкших наживаться на сомнительных проектах.
Брат
Дата премьеры: 17 мая 1997 года
Рейтинг «Кинопоиска»: 8,2
Основные награды: Кинотавр-1997, главный приз, лучшая мужская роль (Сергей Бодров – мл.)
Одна из главных картин российского режиссера «Брат» была снята в Петербурге в середине 1990-х годов. Фильм, как нельзя лучше иллюстрирующий то время, принес ошеломляющую популярность актерам Сергею Бодрову и Виктору Сухорукову.
Действие киноленты разворачивается в Северной столице. Именно сюда приезжает из родного Приозерска недавно дембельнувшийся Данила Багров в поисках лучшей жизни на встречу с братом Виктором. Родственник втягивает его в качестве киллера в криминальный мир, а впоследствии обрекает на верную смерть от рук бандитов, однако главному герою удаётся противостоять жестокости и простить своего брата.
Фильм был снят в исключительно серо-коричневых тонах с тяжелой рок-музыкой в исполнении группы Nautilus Pompilius. Тяжесть и скупость многих сцен завораживала. Сегодня «Брата» можно считать своеобразным билетом в 1990-е годы. Несмотря на депрессивную манеру повествования, «Брата» до сих пор с удовольствием пересматривают представители сразу нескольких поколений, сожалея, что творческий тандем режиссера Алексея Балабанова и актера Сергея Бодрова, слишком рано ушедших из жизни, больше не сможет подарить зрителю ни одного фильма.