В 1984 году в американский кинопрокат вышел художественный фильм «Терминатор». В 1991 году стартовало его продолжение «Терминатор-2: Судный день». К этому моменту сердца зрителей всей планеты уже покорила первая трилогия «Звездных войн», а фильм Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001» стал признанной классикой научно-фантастического кино.
Но все эти фильмы, возможно, никогда бы не появились, если бы не советский кинорежиссёр Павел Клушанцев, который в 1962 году выпустил кинофильм «Планета бурь», снятый по повести Александра Казанцева.
О том, как Голливуд присвоил наследие русского режиссёра, каким был прообраз Терминатора, и какие идеи советского мастера до сих пор востребованы в американских блокбастерах – в нашем материале.
Родом из дворян
Павел Клушанцев родился в феврале 1910 года в Петербурге. Родом он был из дворянской семьи, и это сказалось на его биографии - после школы Клушанцев пытался поступить в Технологический институт, но его не приняли из-за происхождения. Поэтому молодой человек поступил в Ленинградский фото-кинотехникум и не прогадал. После окончания учебного заведения он получил распределение оператором в киностудию, с 1935 года трудился на «Техфильме» (будущем «Леннаучфильме»), где дебютировал как режиссер-постановщик, а также основал цех комбинированных съемок.
На фронт Клушанцев не попал – из-за того, что с 16 до 25 лет болел костным туберкулёзом. Он пережил первую, самую страшную блокадную зиму в Ленинграде, попав в госпиталь с дистрофией, был эвакуирован, а после войны вернулся к любимой профессии.
Клушанцев стал изобретателем ряда новаторских приёмов и технических приспособлений для комбинированных и трюковых съёмок, снял более сотни игровых и документальных фильмов.
Фильм про Венеру
Самым известным среди них оказалась «Планета бурь», вышедшая в 1962 году и созданная по повести советского писателя-фантаста Александра Казанцева.
Сюжет произведения не очень сложен – совместная советско-американская экспедиция высаживается на Венеру, где встречает инопланетную фауну, очень похожую на земных динозавров, а также намёки на наличие разумных существ. Земляне исследуют Венеру, переживая целый ряд испытаний, и, наконец, благополучно отбывают, теряя в этой миссии одного из своих помощников – человекоподобного робота по прозвищу «Железный Джон».
Его роль в фильме исполнил советский чемпион СССР по вольной борьбе Борис Прутковский – высокий, крепкий, мощный. Кстати, робот Джон в фильме «Планета бурь» погибает, медленно погружаясь в поток кипящей лавы. Знаменитая сцена с Терминатором, тонущим в расплавленном металле, - прямая отсылка к этому эпизоду.
И это не преувеличение – «Планета бурь» действительно сыграла огромную роль в становлении целой плеяды голливудских режиссёров, работавших в жанре фантастики. После выхода картины на экраны права на показ были приобретены в более чем 20 странах, в том числе в США.
Добавить секса!
При этом американцы обошлись с советским фильмом более чем бесцеремонно - в 1965 году на телеэкранах появилось «Путешествие на доисторическую планету». Это и была «Планета бурь», которую переозвучили и вырезали часть эпизодов, добавив туда несколько сцен с американскими актёрами.
Все упоминания о том, что это советская кинокартина, были удалены, а наши киноактёры в титрах названы выдуманными англоязычными именами. К примеру, Георгий Жжёнов значился как Курт Боден, а Борис Прутковский стал Джоном Биксом. Режиссёра Павла Клушанцева указать и вовсе «забыли».
А еще через пару лет появилась новая версия фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» - главное отличие этой поделки в том, что немалую часть экранного времени теперь заняли некие венерианские амазонки, которые бегали по песчаным пляжам в лифчиках из морских раковин.
Для этих эпизодов специально были приглашены модели-блондинки, которые играть не умели, но зато радовали глаз мужчин-зрителей.
Кстати, режиссер этой версии Питер Богданович даже попросил снять его имя из титров.
Вдохновил режиссёров
Однако кино, что называется, зацепило зрителя. Среди поклонников фильма оказались будущие звезды Голливуда – Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Стэнли Кубрик. Последний признавался, что именно эта картина сподвигла его на создание знаменитой «Космической одиссеи 2001».
Джордж Лукас и вовсе назвал Павла Клушанцева «крестным отцом «Звездных войн» - и действительно в киноэпопее про события в далекой-далекой Галактике можно найти прямые цитаты из советского фильма.
К примеру, Клушанцев придумал средство передвижения на воздушной подушке, которое в американском кино окрестили «флиппер» - режиссер поместил макет устройства (сделанный на ЗИЛе) на стрелу крана, который ехал по рельсам, расположенным ниже переднего плана декораций. Ровно та же технология была использована Лукасом, да и дизайн устройства был срисован один к одному.
По сохранившейся легенде, когда позже, уже в период перестройки Джордж Лукас приехал в Советский Союз, то единственным человеком, встречу с которым он попросил устроить был Павел Клушанцев. «А кто это?», - недоумевали встречавшие американского режиссера партийные чиновники.
Но это – легенда. Однако точно известно, что в 1992 году американский постановщик спецэффектов Роберт Скотак посетил Павла Клушанцева в Санкт-Петербурге. Кинорежиссер щедро поделился своим опытом с американским коллегой, который позже использовал его идеи в своей работе, в том числе, на съёмках фильма «Терминатор 2: Судный день».
В нашумевшем «Титанике» Кэмерон воспользовался разработанными Клушанцевым приемами подводной съемки. А скафандры в недавнем фильме Ридли Скотта «Прометей» также впервые появились именно в «Планете бурь».
Советские космонавтки не плачут
Почему же Клушанцев оказался почти забытым в своей стране, да и на Западе его имя известно только профессионалам киноиндустрии?
Как ни странно, но именно «Планета бурь», на просмотр которой в советских кинотеатрах выстраивались очереди, серьезно повредила его карьере.
Дело в том, что по сюжету одна из советских женщин-космонавтов рыдает на орбите во время опасной ситуации на Венере – и всесильная министр культуры Екатерина Фурцева, оценив фильм как интересный, тем не менее раскритиковала режиссера за эту сцену. Советские космонавты не плачут. Даже женщины, и даже в самый кризисный момент.
Поэтому снимать художественные фильмы Клушанцеву больше не доверяли.
Он продолжил трудиться в Ленинграде и снял еще несколько научно-популярных фильмов. Был знаком с Сергеем Королёвым, встречался с астрофизиками и космонавтами, писал научно-популярные книги для детей и юношества. Он получил звание заслуженного деятеля искусств СССР. Про американский плагиат был наслышан, но судиться с Голливудом из-за железного занавеса Клушанцев не собирался.
Режиссёр жил скромно, скончался 27 апреля 1999 года и был похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище. А его роль в появлении целой плеяды знаменитых научно-фантастических фильмов была фактически забыта.