Примерное время чтения: 13 минут
263

Бросай «Шанель» – пошли домой. Как чувствуют себя российские дизайнеры?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Петербург 26/06/2024
Из-за высоких цен спроса на изделия ручной работы нет.
Из-за высоких цен спроса на изделия ручной работы нет. / Sergey Bulkin / www.globallookpress.com

С тех пор как бóльшая часть зарубежных брендов покинули Россию, прошло два года. За это время в нашей стране появилось немало новых шоурумов, с одеждой авторства отечественных дизайнеров. Правда, массового производства так и не получилось.

В чём сложность одеть всех россиян в одежду от русских модельеров? И реально ли нашим дизайнерам затмить европейские «шанели» и «прады»? Дискуссия на эту тему прошла в пресс-центре «АиФ-Петербург».

Поддержать бренды

Участники круглого стола сошлись во мнении, что правительства России и Петербурга за последние годы обратили внимание на фешн-индустрию и теперь её воспринимают как полноценный промышленный кластер. Другой вопрос, что не все дизайнеры до конца понимают, как устроен рынок.

Директор Фонда развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (Центр «Мой бизнес») Валерий Береснев отмечает, что фонд, приглашает предпринимателей на мастер-классы и обучающие семинары, консультируют по важным вопросам. Открылся также отдельный проект «Петербургский дизайн» – благодаря ему производители одежды, обуви, косметики, сувениров, аксессуаров и товаров для дома могут бесплатно разместить свой бренд в крупных ТРЦ Петербурга. Но этого, оказывается, мало.

«Есть предприниматели, которые ждут, что для них закупят материалы, обновят парк оборудования, составят бизнес-план, обучат, а они получат чистую прибыль. Но так не работает – если ты занимаешься предпринимательской деятельностью, то не надо рассчитывать на государство. Бизнес – это риск, и не нужно думать, что если у тебя продажи не пойдут, то кто-то придёт и спасёт от разорения. Наша цель – поддержать локальные бренды, сделать так, чтобы каждый участник имел возможность реализовывать свои творческие идеи, делиться своим уникальным видением моды и вносить свой вклад в модную индустрию. Но не делать всю работу за дизайнера».

Береснев отметил, что количество новых брендов одежды растёт в геометрической прогрессии: люди активно занимаются творчеством и модой и пытаются упаковать свои дизайнерские находки в бренд. Сегодня в Петербурге работают порядка 500 дизайнеров, а участниками проекта «Петербургский дизайн» являются свыше 200 предпринимателей.

«Я одна из тех, кто стал участником проекта, – рассказала дизайнер бренда ULIANABATIK Ульяна Кудринецкая. – Моя основная работа – преподаватель в художественной школе, а дизайн – это моя страсть, которую я бы хотела превратить в основную профессию. Но пока это невозможно! Да, мои работы представлены в ТРК «Сенная», но они не продаются – вероятно, на это влияет высокая цена на мои изделия. Это блузы и платки из шёлка с ручной росписью, то есть их себестоимость сама по себе высока. А если посчитать количество часов, которые я трачу на создание, то ценник вырастает ещё больше».

Дизайнер отметила, что получила помощь от государства: благодаря  поддержке центра «Мой бизнес» она прошла обучение по предметной фото- и видеосьёмке, а также получила доступ к платному аккаунту  на тильде, сделав сайт самостоятельно.

«Но через интернет мои работы тоже не продаются – этим нужно отдельно заниматься, потому что одновременно расписывать изделия и продвигать товары я не могу. А нанять для этого отдельных людей мне не позволяют финансы. Хотя мои работы качественные, я профессионал высокого уровня».

Нужно учиться!

Fashion-продюсер Надежда Кожевникова парировала: в России много профессиональных и талантливых дизайнеров. Другой вопрос, что они не могут вписаться в рынок.

«Мода – это бизнес, а не творчество. Наши дизайнеры не владеют информацией о том, что такое конкурентное ценообразование, – говорит спикер. – Мы давно могли бы блистать заграницей, никакая внешнеполитическая ситуация не влияет на это. Но нашим дизайнерам нужно учиться – амбиций у них много, а знаний, как работать эффективно по законам индустрии, – мало. В этом плане им стоит обратить внимание на коллег из Грузии, Казахстана, Азербайджана – эти дизайнеры готовы работать над собой, готовы совершенствоваться».

Кроме того, спикер отметила, что сколько бы правительство и СМИ не писали про российских модельеров, успех их можно оценить только одним способом – голосуют ли рублём покупатели?

«Все знают, что, потратив деньги на иностранный бренд, покупатель будет носить его 10 лет. А сколько продержатся ткань и фурнитура от российского бренда?».

Соучредитель модного проекта Collobaracia (представляют литимитированные коллекции российских дизайнеров в пространстве SENO на Гороховой, 49Б) Дарья Сергеева согласилась с тезисом о нехватке бизнес-образования у начинающих дизайнеров. И отметила, что именно недостаточные знания о том, как начать и вести своё дело, мешают молодым модельерам выйти на рынок.

«Я представляю мультибрендовый магазин, и к нам заходят молодые дизайнеры, которые не понимают, что у них должен быть НЗ хотя бы на два сезона, который они будут тратить на взаимоотношения с нами в том числе. Мы не просим у них миллионы на аренду или рекламу (мы сами продвигаем их с помощью рекламы на радио или интегрируем в наши маркетинговые проекты), но некоторые расходы всё равно им нужно оплачивать самостоятельно. У брендов есть возможность за небольшую плату пробовать себя в разных локациях, но не все пользуются этим. Если говорить про маркетплейсы, то не всем брендам есть смысл там представляться. Если это дорогое изделие не из серии масс-маркет, то продаж на онлайн-площадках ждать вряд ли придётся».

Дарья Сергеева отмечает, что ещё одна проблема, с которой сталкиваются модельеры, – это нехватка финансов на обязательную маркировку изделий. С одной стороны, сертификация избавляет от фейков и подделок, но как быть, если бренд начинающий, дизайнер отшивает всё самостоятельно и ещё не успел раскрутиться?

«Было бы здорово, чтобы в течение трёх лет после регистрации в «Честном знаке» не нужно было тратить деньги на обязательную сертификацию. Ведь именно на этом моменте многие бренды закрываются – нет лишних денег купить этот сертификат. Хотя это действительно талантливые модельеры, которым просто не дали раскрыться».

С этим согласилась и член Союза дизайнеров Марине Кобалия, отметив, что сертификация часто не спасает от подделок.

«И введение маркировки на одежду – это просто гвоздь в крышку гроба для нас».

Где взять кадры?

Среди проблем, с которыми сталкиваются дизайнеры, – разрозненность. Бренды не общаются между собой и не обмениваются опытом. А значит, поочерёдно совершают одни и те же ошибки.

Кроме того, модельеры зачастую не знают, где взять талантливые кадры.

«Лично сталкивалась с тем, что к нам приходят молодые выпускницы, уровень образования которых не дотягивает до нужного, – продолжает Maрине Кобалия. – Дело даже не в том, что у них нет опыта работы на реальном рынке, мы готовы рассмотреть и таких. Но качество образования, которое они получают в современных университетах и колледжах, не позволяет нам пригласить их на работу».

На это ответила заместитель директора центра занятости населения Петербурга Ольга Погодина.

«Мы стараемся делать так, чтобы служба занятости была с человеческим лицом. И если к нам есть запрос от бизнеса, то мы думаем, как его решить. Но такого запроса нет – например, сейчас среди 55 тысяч вакансий существуют только 94 вакансии швеи, из которых лишь 19 работодателей готовы принять людей без опыта. Обучить этих специалистов за счёт государства мы можем, но для этого нужен запрос от работодателя. Кроме того, обратите внимание, какие «плюшки» вы предлагаете потенциальным сотрудникам: заработная плата 34 тысячи рублей для швеи и 25 тысяч рублей для модельера-конструктора».

Дизайнеры отметили, что на деле швеи получают не менее 100 тысяч рублей. Однако специалист центра занятости отметила, что соискатели всё же ориентируются на то, что им предложено в вакансии.

Дарья Сергеева также высказалась, что найти работника не так просто: зачастую резюме в базе оказываются неактуальными.

Председатель ассоциации моделей 45+ Елена Воронцова высказала своё мнение: важно повышать престиж профессии швеи.

«Помните, как к нам приезжал Сальваторе Ферагамо и затягивал обувь в витрине? В магазине выстраивалась очередь, чтобы посмотреть на его работу. То же должно быть и с нашими модельерами: показывайте ручной труд! Как вы вышиваете бисером или делаете стяжку, чтобы люди видели работу, видели, как это красиво, как у вас горят глаза, как нравится! Надо говорить о тех профессиях в индустрии фешн, которые являются уникальными и редкими».

Руководитель и основатель Международного кадрового центра Наталья Пронина заявила: кадровый голод в индустрии наблюдается ещё с 1990-х годов. Да и в Санкт-Петербурге швей нанимать дороже, поэтому многие отшивают свои партии в странах СНГ. Но это не главная проблема брендов.

«Важно ведь удерживать внимание покупателей. Мы рекомендуем не пренебрегать соцсетями – рассказывайте о себе, что вы отшили, в каких конкурсах участвовали. Устраивайте акции для клиентов: известная «приведи друга и получи скидку» всё ещё работает. Будьте интересными, говорите о себе, только так о вас будут знать люди».

Выбор вещей в бутиках впечатляет.
Выбор вещей в бутиках впечатляет. Фото: Из личного архива

Мнение эксперта

«Джинсы – не скучная одежда»

Дизайнер Надежда Ковалева, российский джинсовый бренд НК-деним: «Мы участвуем в проекте «Петербургский дизайн» с первого сезона. И были свидетелями того, как проект рос и расширялся. Сдружились с петербургскими дизайнерами и даже стали участниками нескольких коллабораций.

 Как швейное производство мы работаем уже более 14 лет и за это время видели, как менялся швейный мир страны. Ещё 10 лет назад фраза «сделано в России» скорее мешала продажам.  Сейчас покупатель не чурается российского производства, а многие даже нашли среди локальных производителей любимые марки и внимательно следят за их развитием.

Креативный бизнес это, в первую очередь, бизнес, несмотря на важную творческую составляющую. Поэтому предпринимателям, которые хотят в нём добиться успеха, нужно обязательно развивать свои бизнес-компетенции. «Петербургский дизайн» и его мощная образовательная часть (бесплатная для дизайнеров!), очень помогает в этом и даёт толчок к развитию.

Мы – единственное производство в Санкт-Петербурге, кто шьёт и варит джинсы. И когда в  2022 году основали собственный джинсовый бренд, участие в «Петербургском дизайне» помогло нам переосмыслить подачу и упаковку бренда. Мы шьём для тех, кто любит джинсы и не считает, что это скучная одежда. Мы добавляем в джинсы современные и уникальные обработки, чтобы изделия были в тренде каждый сезон.

Анна Матвеева, бренд ARTPITER:  

мода, Анна Матвеева
 

«Наш бренд представляет собой сочетание дизайнерской одежды и авторских принтов, связанных с Санкт-Петербургом. Мы стремимся создавать вещи, которые люди будут носить регулярно и которые будут напоминать им о любимом городе в любом месте, в любое время года. В разработку каждой новой коллекции мы на самом деле вкладываем душу, тщательно прорабатывая каждую деталь, от содержания принта и способа его нанесения до кроя, ткани и фурнитуры.

Для того чтобы у нас была возможность держать полный контроль над качеством, чтобы оно соответствовало нашему видению, мы открыли собственное швейное производство.

Благодаря этой философии мы собрали команду профессионалов – художников, дизайнеров, модельеров, которые являются нашими единомышленниками во всём, что касается любви к Петербургу, и начали воплощать нашу идею.

В то же время мы находимся в постоянном поиске – новых материалов, новых технологий и, конечно, новых талантливых людей. А ещё мы надеемся, что, несмотря на все сложности, сможем привлекать всё больше и больше отечественных ресурсов, развивая таким образом российскую лёгкую промышленность».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах