Примерное время чтения: 5 минут
247

Прорыв в репродуктивной медицине (18.11.2010)

В конце октября в Венеции состоялся 16-й Международный Конгресс Всемирной Ассоциации по Психосоматической патологии в акушерстве и гинекологии, на котором впервые за много лет дали слово специалистам из России.

Репродуктологов из Санкт-Петербурга  пригласили для представления научной работы, совершившей переворот в представлениях об организации репродуктивной функции и, в частности, в такой её проблеме, как бесплодие. Новая теоретическая модель репродуктивной системы, представленная в работе отечественных учёных , позволила по-новому подойти к проблеме бесплодия и объяснить механизмы его развития. Такой подход позволил не преодолевать бесплодие при помощи малоэффективных на сегодняшний день методов экстракорпорального оплодотворения, а открыл множество путей для применения новых эффективных методик лечения этого состояния. Конверсионная теория бесплодия впервые позволила сформулировать определения таких состояний как беременность и бесплодие, а также создала фундаментальные предпосылки для формирования отдельного научного направления - репродуктологии, изучающего особенности размножения человека и животных. Важно, что эта работа принадлежит российским специалистам . Однако удручает тот факт, что отечественные научные круги более двух лет игнорировали эти исследования, а на недавно состоявшейся очередной конференции Российской ассоциации репродукции человека эта работа и вовсе не была принята для представления. Будет обидно, если разработанные в России новейшие технологии в очередной раз придётся покупать за рубежом.

Репродуктивная медицина: эпоха после ВРТ

В 1978 году, после нескольких сотен попыток ЭКО (экстракорпорального оплодотворения), нобелевский лауреат Роберт Эдвардс и его коллега, гинеколог Патрик Стептоу, получили долгожданную беременность. Тогда, более 30 лет назад, они доказали, что беременность при отсутствии маточных труб больше не приговор.

Такие показания для ЭКО существуют и по сей день. Примерно тогда же были проведены первые операции по пересадке костного мозга и начаты перспективные работы над применением в медицине стволовых клеток. Прошли годы. Человечество добилось огромных успехов в лечении сотен заболеваний. Ученые начали культивировать стволовые клетки и успешно применять их для терапии неизлечимых ранее болезней. Достижения генетики встали на вооружение спортивной медицины и реабилитации.

А что же произошло в репродуктивной медицине и ее процедуре получения яйцеклеток, их оплодотворения и переноса эмбрионов в полость матки? Ровным счетом ничего. То же самое, что делали Эдвардс и Стептоу, делают и сейчас. Получение, оплодотворение, перенос. Своеобразная «штамповка» встала, что называется, «на поток». Но если живые эмбрионы получали и 30 лет назад, в чем же подвиг получать их сегодня? И главное - результат. Давно уже подсчитано, что, несмотря на все «технологические» уловки, до роддома доживает только 4% яйцеклеток, а средняя стоимость одного ребенка от ЭКО до сих пор превышает полтора-два миллиона рублей. И какова же эффективность? Кого сегодня устроит вероятность трансплантации костного мозга, равная 30%, а успешность всей терапии - не выше 4%, даже если речь идет о жизни и смерти? И кого в этот момент будут волновать эксклюзивность и новизна оборудования для этой услуги? Для Эдвардса и Стептоу это было огромное достижение, для нынешних «репродуктологов», видимо, наоборот.

Настоящая высокотехнологичная медицина, безусловно, очень недешева, но почему так же дорого стоят низкоэффективные методы более чем тридцатилетней давности?

Возможно, кому-то это выгодно? Так же выгодно, как долго лечить болезнь дорогими лекарствами вместо того, чтобы вылечить ее без следа. Видимо, за прошедшие десятилетия некоторым медицинским функционерам каким-то чудом удалось сохранить за ЭКО «славу» высоких технологий и расширить показания для этого метода, распространив его на все бесплодие. Кому-то удалось убедить всех, что 30% эффективности это нормально, а бесплодие неизлечимо и надо его преодолевать, и возможно это только при помощи ЭКО и банального переноса эмбрионов. Всем внушили, что выполнение социального заказа на беременность вовсе не требует ни диагностики, ни лечения. Даже доказательная медицина со всей своей разрушительной мощью не смогла низвергнуть этот миф.

Удивительно и то, что сами пациенты искренне верят, что лотерея в процедурах ВРТ (вспомогательной репродуктивной технологии) - единственный способ выиграть беременность. Порой они, фанатично защищая своего функционера, уверяют врача в том, что им необходимо только ЭКО! Что их не надо лечить, а нужно тупо переносить и переносить в них эмбрионы. На любые попытки объяснить, что современные иммунологические и генетические методики с вероятностью 70% могут помочь им осуществить свою мечту, они отвечают агрессией. А на информацию о том, что, к примеру, новейшая генная диагностика и теломерный тест способны показать состояние их репродуктивной системы в разы лучше, чем анализ на гормон, первооткрыватель которого умер еще в середине XIX века, подозрительным недоверием. Психологи называют такое поведение стокгольмским синдромом. Возможно, высокие генетические технологии уже завтра станут обыденным явлением для большинства людей, став во много раз доступнее и эффективнее. Однако не исключено, что и тогда найдутся те, кто захочет продать свой философский камень.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах