Примерное время чтения: 8 минут
1712

Оденем себя сами. Петербургская одежда гораздо лучше импортной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты - Петербург 14/01/2015
Нередко за иностранными брендами прячется наш производитель.
Нередко за иностранными брендами прячется наш производитель. www.globallookpress.com

В советское время в Ленинграде было много ткацких и швейных производств, а сегодня почти ничего не осталось. Эксперты говорят о кризисе в лёгкой промышленности. «Всё не так плохо. Из 100 брендов одежды, присутствующих сегодня на рынке, 70 - российских», - говорит Светлана Молчанова, директор Союза производителей лёгкой промышленности Санкт-Петербурга. 

Бизнес под псевдонимом

- До 1992 года лёгкая промышленность составляла 28% валового продукта в экономике Петербурга, потом вдруг стала 0,2%. Но дело не в том, что всё развалилось, а в неправильных расчётах. В этой сфере 17 под-отраслей - меховая, товары художественных промыслов и т. п., о которых напрочь забыли. Когда мы включили некоторые, то ВП вырос до 7,5%. А если считать правильно, то будет ещё больше. Например, группа домашнего текстиля стабильно занимает от 17% до 30% рынка. Это очень много. Более того, из 100 брендов, присутствующих сегодня на рынке, 70 - российских, просто с иностранными названиями. Они создают качественную, удобную и элегантную одежду. Наши бизнесмены покупают иностранные бренды, но не афишируют это.

До сих пор бытует мнение, что отечественное - значит плохое. Иногда с удивлением обнаруживаю, что магазины с итальянскими, немецкими, французскими названиями одежды или обуви в Петербурге на самом деле имеют российских владельцев. Мы фактически 80% пальто производим у себя. Очень хорошо развит сегмент женской (от 35 лет и старше, а также большие размеры от 50-го) и мужской одежды (деловой костюм). Неплохо развиваются маленькие ателье, индивидуальный пошив и небольшие бренды. Их даже больше, нежели в Европе. Многие имеют свои магазины. «Скороход» - вообще третье предприятие в России, составляющее конкуренцию мировым компаниям. Из предприятия «Первомайская Заря» выросла «Зарина» и ещё 19 брендов: Befree, Love republic и т. д. 

А вот где мы совсем не конкурентоспособны - это ткани. Но проблемы в этой отрасли были ещё в царской России. Льняные ткани мы стали создавать только в 1902 году. До этого у нас была сельскохозяйственная страна, а не промышленная. В СССР хлопок завозили из Узбекистана, Африки, шерстяную нитку - с Кавказа, с распадом Союза всё потеряли. Загубили и меховую отрасль, вместе со зверосовхозами. Она перекочевала в Грецию, где нет культуры звероводства, поэтому они сырьё берут в Латинской Америке и прочно заняли нишу. А мы - не смогли её удержать. 

Льняные ткани мы стали создавать только в 1902 году. Фото: Shutterstock.com

Без уважения нет качества

АиФ-Петербург: - Можно ли нагнать упущенное? 

- Конечно, если государ-ство разработает хорошие долгосрочные программы, будут доступные кредиты, а налоги не повысятся, то за 2-3 года мы можем поднять лёгкую промышленность. Но это в идеале. А в реальности наши потребности расходятся с возможностями. Получить госзаказ малому или среднему бизнесу в лёгкой промышленности не позволяет законодательство. Да они и не осилят такие объёмы. Зато отлично работает другая схема: тот, кто имеет деньги, выигрывает тендер и затем заказывает дизайн у одних маленьких производителей, пошив - у других и т. д. Крупные бренды имеют по 70-100 мелких субподрядчиков. И все довольны. 

Ещё есть проблемы неравных условий для торговых организаций и производителей. Например, при сертификации и налоговых отчислениях. Не говоря уже о том, что торговые центры сдают в аренду свои площади в условных единицах, а не в рублях. 

В той же Финляндии нет программ господдержки бизнеса, но есть гранты. Плюс власти помогают налаживать связи с другими странами, выделяют деньги на поездки. Более того, все страны защищают свой рынок госпрограммами. Например, в Германии нельзя просто открыть бизнес. Торговая палата должна проверить, не создаст ли новое предприятие конкуренцию имеющимся, не навредит ли им. Если да, то запретят, либо предложат другой регион. Европа 30% от нацбюджета доплачивает небольшим производителям. Это вопрос национальной безопасности. У нас же от неё остались только многочисленные проверяющие организации, настолько некомпетентные, что лишь мешают. На нашего производителя по 10 проверяющих служб: пожарные, Роспотребнадзор, многочисленные общества «якобы» защиты прав потребителя и различные органы по сертификации, которые продают «бумажки» - сертификаты, не делая никаких испытаний, так как в центрах нет оборудования, и т. д. И всё равно некоторые петербургские компании и бренды пробились на рынок Запада. Мы конкурентоспособные, шьём хорошие вещи, другое дело, что нас «туда» не пускают. Это мы всем открыты, причём везут сюда дешёвку из Китая или Турции. 

В российские магазины часто везут дешевые товары из Китая и Турции. Фото: www.globallookpress.com

АиФ-Петербург: - Однако Китай производит в том числе и одежду очень хорошего качества. Почему же нам продают ширпотреб?

- Мы сами поставили себя в такие условия. Долгое время в стране стояла задача более или менее хорошо накормить и одеть людей.  

В Европе и США граждане привыкли платить больше за еду и одежду, при этом рассчитывая на высокое качество. А у нас нет такой культуры. Зато масса стереотипов: пусть еда и одежда не очень - главное, что нет войны, сыт-обут и ладно, и т. п. А в результате - и одеты плохенько, и уровень жизни - низкий. Если бы пару раз люди не разобрали коллекции плохого качества, то никто бы больше не продавал их. А пока есть спрос на дешёвую, низкопробную одежду, нам будут её завозить. Два-три поколения должны смениться, чтобы сформировался определённый класс, уважающий себя, требующий только качественные вещи. Когда это произойдёт, тогда и другие страны начнут относиться к нам лучше, и уровень товаров в магазинах значительно вырастет.

Мыслим по-советски

АиФ-Петербург: - На что чаще всего жалуются бизнесмены Петербурга - коррупцию, кризис, конкурентов?

- На всё помаленьку. Сегодня всем тяжело вести бизнес. Некоторые все ещё мыслят по-советски. Ждут, что государство за них примет решение, создаст программу, даст льготные кредиты, а они только соберут выручку. Но современный рынок требует иного. Хочешь развиваться - сам напиши программу, докажи, что рентабелен. Кстати, белошвейка в царской России зарабатывала очень хорошие деньги. Это считалось престижной работой, а вот в советское время - наоборот. Обыкновенная швея была лимитчицей, вкалывающей за копейки. Точно так же сейчас привозят трудовых мигрантов, например, из Вьетнама. Ничего не поменялось, мы повторяем свои ошибки.

Проблемы возникают и от того, что многие не умеют планировать и стратегически мыслить, не способны наладить систему управления. А это - очень важно. 

Например, компания «Тойота» изначально занималась чехлами для машин. А когда не смогли продать всё, стали производить автомобили, чтобы заполнить рынок. В Петербурге построили заводы по сборке автомобилей и сразу в контракте прописали, что все чехлы будут сами по-ставлять, т. е. заняли и побочные ниши. Это умный подход. В развитых странах рыночная экономика на 50% запланирована, а у нас - нет. Создавая бизнес, многие вообще ничего не анализируют, не просчитывают. А чтобы развить бизнес или лёгкую промышленность, нужны долгосрочные планы, пусть даже с погрешностью в 30%. Те, кто составил прогнозы на 3-5 лет, живут и развиваются, остальные - зачахли.

Вообще, у каждого предприятия есть свой цикл - возрождение, становление, угасание. Оно либо переродится во что-то другое, либо закроется. Просто не все бизнесмены хотят меняться. И жалуются нередко те, кто в 90-х «нахватал» фабрики, заводы и пароходы. Думают, что и сейчас можно нахрапом пробиться. Но приобрести - одно, а сохранить и приумножить - другое. У тех, кто работает 24 часа в сутки, нет времени на жалобы. Они находят способы продвигать своё дело, заинтересовать в нём других. И во власти, и в бизнесе - много отзывчивых людей. Если удаётся их убедить, что твоё дело достойное, они с удовольствием помогают. 

Конкурс «International Fashion», конкурс дизайнеров национальной одежды. Фото: АиФ-Казань/ Мария Зверева
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах