Охотники за скидками
Росстат опубликовал годовые данные по росту цен на отдельные продуктовые позиции. По итогам 2015 года больше всего подорожали крупы и бобовые (+ 41,8%), на втором месте сахар (+39,7%), на третьем - подсолнечное масло (+31%). Плодоовощная продукция подорожала на 29,5%, рыба и морепродукты - на 28,7%, яйца - на 17,3%, хлеб - на 14,2%, мясо и птица - на 14,4%, молочная продукция - на 13,7%.
Однако придя в магазины первого января, петербуржцы с удивлением обнаружили объявления, предупреждающие о полной замене ценников.
И действительно, только с 1 по 11 января овощи прибавили в цене 2,6%. К примеру, свежие огурцы подорожали на 9%, помидоры на 3% (Росстат). Связывают это не только с сезонным увеличением цен, но и с введением продуктового эмбарго против Турции с нового года.
При этом доля покупателей, экономящих на еде, достигла рекордного уровня. На днях «Сбербанк CIB» опубликовал так называемый «Потребительский индекс Иванова», согласно которому, в IV квартале 2015 года 70% потребителей перешли на потребление недорогих продуктов. При этом 60% россиян пристально следят за скидками и закупают продукты по спецпредложениям в больших объёмах. А половина покупателей вообще посещают супермаркеты исключительно чтобы приобрести товар со скидкой и если таковых нет, уходят.
Откладывали повышение
- Продовольственная инфляция в России в 2015 году превысила 20%. Несмотря на то что курс рубля снизился всего на 5%, а цены на продовольствие во всём мире упали до рекордных минимумов, - говорит Роберт Новак, экономист, руководитель аналитического отдела MFX Capital. - Связано это с несколькими факторами. Во-первых, по объективным причинам (холодный климат, большая территория) мы не способны полностью обеспечивать себя продуктами. Во-вторых, из-за продоволь-
ственных санкций против ЕС (а теперь и Турции) резко снизился объём продукции на рынке, что также привело к росту цен. В-третьих, из-за девальвации рубля тот импорт, который ещё остался, подорожал практически в два раза по сравнению с докризисным периодом. Кроме того, многие ритейлеры перенесли рост цен на более поздний период, надеясь на стабилизацию валютного курса. Когда этого не произошло, началось повсеместное переписывание ценников.
Однако в 2016 году рост цен на продукты может замедлиться до 10% по итогам года, поскольку в условиях низкого спроса со стороны населения производители и ритейлеры будут пытаться сохранять низкие цены для привлечения покупателей.