Тенденции последних лет показывают: для покупателя, приобретающего квартиру в Петербурге и его окрестностях, важную роль играет не только цена, месторасположение и необходимый минимум социальной инфраструктуры, но и комфортная интересная среда, которую создают застройщики.
Сейчас в Петербурге и пригородах строится почти 5,5 млн м2 жилья. При этом цена пригородного жилья на 10-20% ниже городского, средняя стоимость 1 м2 составляет около 81 тысяч рублей в пригородах и около 96 тысяч рублей в городе. Выбор велик даже в эконом-классе, поэтому конкуренция между застройщиками растет.
Как правило, в современных новостройках базовый комфорт: детский сад, школа, поликлиника - в шаговой доступности, парковки, детские площадки, доступный транспорт, помещения под магазины - уже запроектированы и считаются необходимым минимумом. Теперь застройщики пытаются привлечь внимание покупателей необычными предложениями.
«Все уже устали от типовых решений. Детские, спортивные площадки любой генпланист сделает просто, не зацикливаясь на эстетике. Но сейчас требуется, чтобы это было вписано в какое-то интересное решение по благоустройству», - говорит главный архитектор ОАО «КБ ВиПС» Алексей Никандров. Он уверен, что в скором времени конкуренция развернется между проектами, где есть, к примеру, такие неочевидные сегодня бонусы, как дешевый wi-fi или велопарковка.
Заместитель коммерческого директора ООО «Геоизол» Дмитрий Приймаков разделил петербургский рынок на «до кольцевой» и «после кольцевой». «Большинство городских объектов – объекты уплотнительной застройки. Застройщик должен максимально использовать участок: например, комфортно организовать пространство для размещения личного автотранспорта. При этом важно не навредить соседней застройке и выполнить все нормы по градостроительному кодексу. «За кольцевой» оригинальные решения даются проще, поскольку там застраиваются большие массивы и есть пространство для реализации интересных решений. Однако работа с дополнительной инфраструктурой и прочими формальными «излишествами» на конечной стоимость жилья для покупателя не влияет – речь идет просто о создании конкурентоспособного предложения в условиях прогнозируемого насыщения рынка», - рассказывает он.
Гендиректор «Унисто ПЕТРОСТАЛЬ» Арсений Васильев, презентуя новый объект компании «Чудеса света», рассказал, что над вопросами оригинальной инфраструктуры компания работала полтора года.
«Мы выделили для себя семь элементов жизни в комплексе – комфорт, доступность, экология, досуг, семья, детство, стиль и безопасность. По каждому из них подготовлено около 10 решений, начиная от машинки для чистки обуви и заканчивая тематическими детскими площадками, велодорожками, уличными тренажерами, общественными велосипедами и спортивным инвентарем, находящимся в общем пользовании. Для оформления зеленых зон, которые занимают 30% территории, будут использованы уменьшенные копии знаменитых архитектурных сооружений из разных стран. Эти решения не совсем привычны сегодняшнему рынку, но, я думаю, что через 5 лет будут обязательным требованием», - рассказал он.
«Даже к обязательным работам можно подойти нестандартно, - говорит Елена Валуева, директор по маркетингу MirLand Development. Например, застройщик в любом случае должен делать озеленение. Мы проводили исследование, и оказалось, что стоимость всесезонного озеленения точно такая же, как и у «одноразового». Правда, всесезонное озеленение нуждается в обслуживании, его в ЖК «Триумф Парк» осуществляет управляющая компания дома».
Елена Валуева говорит, что шведские спортивные уличные тренажеры на детских площадках комплекса обошлись на 20% дороже стандартных, но зато эти пользуются популярностью не только у младшего, но и у старшего поколения. Важно, что на конечную цену квадратного метра эти бонусы никак не повлияли.
Илья Тюкин, директор ГК «Арт-фасад» согласен с тем, что среду можно делать лучше, затратив немного усилий на идею. «Застройщики должны подходить к этим вопросам креативно. Мы строим вокруг Санкт-Петербурга новый город и если не заниматься его эстетической частью, это будут советские спальные районы, которых у нас масса»,- говорит он.
Кризисные настроения участников рынка не пугают: при негативном сценарии выживут самые сильные застройщики, способные предложить рынку интересные решения. «Рынок сильнее любого игрока, - считает Арсений Васильев. - Очевидно, что рентабельность в нашем деле будет падать, а требования — расти. При этом абсолютно не важно, в каком сегменте это будет происходить. В эконом-классе цена всегда будет решающим фактором. Делать что-то необычное и качественное - это обязательное требование для выживания. Конечно, зарабатывать 50-40-30% будет невозможно, но это нормально. Оригинальные решения станут повседневной необходимостью, означающей, что мы развиваемся», - подытоживает он.