Когда трасса станет бесплатной?
В открытии участка ЗСД принял участие даже Владимир Путин, который высоко оценил новую трассу.
«Красивый, масштабный, современный проект», - похвалил президент.
Действительно, размах стратегического для города объекта впечатляет. Проект обошёлся федеральному бюджету и частным инвесторам в 120 млрд рублей и возводился 3,5 года. Ожидается, что теперь по платной дороге ежемесячно проедут до 7 миллионов автомобилей. Планируется, что платить водителям придётся до 2042 года - за это время трасса должна окупиться и её сделают общедоступной.
Что же нам даст новая дорога? Главный плюс - это возможность пересечь всю Северную столицу с юга на север всего за 20 минут. Разрешённая скорость движения на всех 46 километрах восьмиполоски 110 км/ч. Наконец-то свободно вздохнёт Васильевский остров, который каждое лето по ночам оказывался в изоляции из-за разведённых мостов. Правда, пока не лучшим образом организована логистика съездов и заездов на ЗСД, там образовываются пробки. Но это можно списать на период «обкатки» проекта. Хочется верить, что недостатки будут устранены.
Улучшится и экологическая ситуация в Петербурге. Огромный поток машин пойдёт мимо центра города - это будет, безусловно, позитивно сказываться на чистоте окружающей среды.
Какой тариф?
Теперь о минусах. Главный - это дороговизна. Пока стоимость проезда по всем 46 километрам дороги не объявлена, но уже сейчас очевидно, что это станет недешёвым удовольствием. Так, сегодня базовый тариф на проезд по южному участку ЗСД для легковой машины составляет 80 рублей, по северному - 100. За центральный участок до февраля, пока идут согласования тарифов, денег не берут. Но когда начнут, цена проезда по всей трассе составит предположительно 400 рублей. Смольный уже утвердил регламент, по которому плата для легковых автомобилей в 2017 году составит 14 рублей за километр. Нетрудно посчитать, что за 46,6 км придётся выложить 644 рубля. Цифру, скорее всего, уменьшат, однако всё равно далеко не каждый петербуржец сможет ежедневно раскошеливаться на такую сумму. Алексей Бнатов, гендиректор компании, построившей и эксплуатирующей ЗСД, например, считает, что 300 рублей стали бы недостаточной платой за «посещение» ЗСД.
«За такой комфорт и проезд через весь город тариф может быть значительно выше», - уверен он.
Другая проблема заключается в «кабальном» договоре города с концессионерами.
«Петербург должен оплачивать желаемую прибыль из бюджета, если концессионер не получит её сам, - поясняет депутат ЗакСа Борис Вишневский. - А если расторгнем соглашение, то мы ещё должны заплатить концессионеру 70 миллиардов рублей. Такой договор возлагает на нас сплошные обязательства, не давая никаких прав. Он организует безубыточный бизнес для инвестора».
Мнение эксперта
Владимир Валдин, эксперт межрегионального общественного объединения «Город и транспорт»:
- Цена на проезд по трассе не должна быть очень низкой, иначе это спровоцирует рост автомобилизации в Петербурге. Например, для меня и большинства петербуржцев ездить по ЗСД слишком дорого. Поэтому горожане продолжат пользоваться общественным транспортом для перемещений по Северной столице. Если же опираться на опыт мировых столиц, то любая скоростная трасса - это зло. Потому что стимулирует рост количества машин в городах. Кроме того, развязки портят городские виды, что сделал и ЗСД, который изменил «небесную линию».