О том, что марш планируется, было известно заранее — рассылкой оповестили всех. Ничего особенного не ожидалось — акция «Яблока» 14 февраля у Мариинского дворца собрала лишь несколько зевак. Почему же на этот раз было столько милиции? Откуда взялся ОМОН из других городов? Зачем в течение нескольких дней с призывами не участвовать в марше обращались к горожанам в метро? Кому это было нужно и кем спланировано? Такие вопросы задает себе множество думающих людей.
Как это было
Люди стали собираться возле БКЗ «Октябрьский» в начале двенадцатого. Представители правопорядка сидели в машине и призывали митинговавших перебраться в Финляндскому вокзалу (именно там власти Петербурга разрешили провести митинг). Вдруг раздался непонятный шум, и откуда-то появились отряды милиции, ОМОН, несколько бронированных машин. Служители правопорядка встали стеной на пути у несогласных. Но милиционеры и ОМОН не были готовы к тому, что демонстранты пойдут по главной магистрали города, а не по Суворовскому проспекту к Смольному, как предполагалось ранее.
Самое безобразное произошло возле Думской улицы. Именно здесь сотрудники правоохранительных органов наконец решили взять «нарушителей порядка» в плотное кольцо.
Непонятная, странная агрессия со стороны властей. Разгонять людей смысла не было — никто не призывал к потасовкам и беспорядкам. Организаторы марша во всеуслышание заявляли, что не хотят столкновений и постараются провести мирную акцию протеста. Если уж правоохранительным органам с самого начала не удалось обеспечить проведение марша по согласованному маршруту, то разумнее было бы контролировать его без вмешательства.
Об организаторах
Буквально накануне марша в Санкт-Петербург прибыл поезд с несколькими десятками человек во главе с Гарри Каспаровым и Эдуардом Лимоновым. Таким образом, соорганизаторами «Марша несогласных» наряду с «Яблоком» стали незарегистрированная НБП и Объединенный гражданский фронт. Однако Эдуарду Лимонову 3 марта сильно не повезло — сотрудники правоохранительных органов арестовали его в двенадцатом часу дня на подходах к БКЗ «Октябрьский».
За полчаса до начала марша на пересечении улиц Маяковского и Жуковского сотрудниками ОМОНа были задержаны 20 активистов партии «Яблоко». Их продержали в 5-м отделе милиции около пяти часов, после чего отпустили, не предъявив никаких претензий.
Кто же на самом деле виноват в том, что марш все же прошел по Невскому и был подавлен так бесцеремонно, теперь предстоит разобраться компетентным органам.
Официальная версия ГУВД
«3 марта в Санкт-Петербурге около 12 часов на площади перед БКЗ «Октябрьский» группа граждан в количестве около 200 человек пыталась провести митинг в рамках акции «Марш несогласных». Участники марша были блокированы сотрудниками милиции, по громкоговорителю им было сообщено о недопустимости нарушения общественного порядка и предложено провести митинг у Финляндского вокзала. После этого участники акции по тротуару двинулись в сторону площади Восстания, где к ним, используя тактику флэш-моба, со стороны Московского вокзала присоединились еще около 200 человек. Наиболее активные участники шествия использовали детей и пожилых людей для прикрытия своих противоправных действий.
Далее участники шествия двинулись по тротуарам Невского проспекта в сторону Гостиного двора, затем вышли на проезжую часть, перекрыв автомобильное движение. Участники марша были блокированы сотрудниками милиции в районе Думской улицы, где провели стихийный митинг, затем вытеснены на тротуары, после чего в 14.30 автомобильное движение по Невскому проспекту возобновилось.
Всего в акции принимали участие около 800 человек, из которых около 150 — активные члены различных радикальных организаций, около 300 — случайные прохожие. Отдельные манифестанты использовали фальшвееры, были вооружены палками. За нарушение общественного порядка было задержано около 100 человек. Организатором марша выступил депутат ЗакСа Санкт-Петербурга Сергей Гуляев. Благодаря решительным действиям сотрудников милиции контроль над ситуацией был сохранен, массовые беспорядки не допущены, граждане, не принимающие участия в марше, не пострадали».
P.S. 7 марта на последнем заседании Законодательного собрания Петербурга прошлого созыва депутаты проголосовали за направление Губернатору запроса о работе правоохранительных органов во время «Марша несогласных».