ВПРОЧЕМ, недавние выборы в городской парламент доказали: остановить «черный пиар» пока не получается. Надеяться, что кто-то сверху оградит горожан от этой напасти, не стоит. Защита избирателя — по-прежнему дело рук самих избирателей. А для этого надо знать, от чего и как защищаться…
Нас уже посчитали….
ОДНА из самых старинных методик — манипуляции с соц.опросами. Уже сейчас СМИ вовсю публикуют данные от социологов. Выводы из них делаются, естественно, с учетом того, кто заказал публикацию. Как известно, в любом соцопросе есть погрешность, которая может доходить до 5–6 процентов. Вот на ней и играют, сообщая, что рейтинг партии «рухнул на 5 процентов» или «популярность партии стремительно возросла на 4%». Бывают и более «отвязные» методики. Минувшей зимой одно издание публиковало рейтинг партий, который разительно отличался от официальных данных: лидером оказалась партия, находившаяся на 2–3-м месте. Разгадка таилась в мелкой подписи под красочной диаграммой — газета публиковала итоги голосования на собственном сайте. Кто на этот сайт заходил, как голосовал — об этом умолчали.
Бороться с социологической липой легко. Во-первых, не верить опросам, где нет сведений о числе опрошенных, о том, какие были вопросы, кто проводил опрос и когда. Во-вторых, не придавать значения изменениям рейтинга в пределах 5%. В-третьих, если вам предлагают участвовать в соцопросе, будьте внимательны, вы вполне можете столкнуться с «направляющим опросом». Например, вас спрашивают: «Знаете ли вы, что партия N — лучшая партия?» Спрашивающему ваш ответ не нужен, его задача в скрытой форме сагитировать за свою партию. Или, например, вас спросят: «Партия X требует справедливости, повышения пенсий, зарплат, и т.д. Вы поддерживаете эти требования?». Ну и кто скажет, что не поддерживает? А на выходе социологи заявят: 90% горожан поддерживают партию X. Так что, услышав подозрительные вопросы, отказывайтесь отвечать.
Работа как подкуп
ШИРОКОЕ распространение получила на последних выборах технология построения агитационных сетей. Использовали ее этой зимой и в Петербурге. Авторами технологии считаются специалисты из «правых», но пользовались ею и другие. Механика проста: штаб партии нанимает полноценных агитаторов из расчета один агитатор на несколько сотен человек. Но он не занимается донесением программы партии до избирателей, цель у него куда приземленнее — привести для устройства на работу «мини-агитаторов». Последним выплачивается сразу некая сумма (в Сибири — 100–200 рублей, у нас цены доходили до 800–1000 рублей), а еще больше обещают после победы кандидата. У «мини-агитаторов» одна задача — притащить на выборы своих родных, друзей знакомых, за каждого приведенного — опять-таки бонус. На первый взгляд, обычная работа с агитаторами, а на деле — очевидный подкуп.
Чем участие в такой схеме грозит избирателю? Рассчитывая на премии, вы и ваша семья проголосуете за партию-нанимателя (а не ту, которая вам нравится). Когда же придете за вознаграждением, то вам либо под благовидным предлогом откажут, либо уже на следующий день после выборов ваш наниматель просто исчезнет. Также есть опасность, что власти найдут способ наказывать за применение таких технологий. В этих случаях всегда страдает «пехота», то есть рядовые агитаторы. Но если вам уж очень хочется «легких денег», даем совет: соглашайтесь на такую работу, причем лучше всего получить предложение сразу от нескольких партий. Берите стартовую плату и… голосуйте по-честному. Если повезет, то еще и премия от кого-нибудь достанется. В любом случае в накладе не останетесь, а претензий вам никто предъявить не сможет.
Незаконные технологии
НАКАНУНЕ думских выборов Центризбирком выпустил список незаконных технологий. Многое из описанного там вряд ли будут применять в «продвинутом» Петербурге — слишком примитивно. Впрочем, и у нас на всех выборах повторяют одни и те же методики. Так, например, особенно любят местные «чернушники» выпускать фальшивые газеты. В 2002 году сразу несколько питерских изданий стало жертвами таких технологий — их подделали, наполнив страницы жесточайшим «поливом» в адрес отдельных кандидатов. В 2003-м
на губернаторских выборах неизвестные злоумышленники подделали газету кандидата Валентины Матвиенко, извратив ее содержание, а поскольку внешне газеты были неотличимы, фальшивку некоторое время распространяли на улицах с помощью поддельных пикетов «в поддержку» будущего губернатора. Наконец, в феврале этого года на финише кампании была выпущена фальшивая версия «Петербургского дневника». Настоящий дневник издается при содействии городской администрации, а ее «черный клон» содержал массу грязи и обвинений в адрес губернатора и «Единой России».
Возвращаясь к списку ЦИК, стоит обратить внимание, что, похоже, второе рождения переживает методика ночных обзвонов избирателей: в 2–3 часа ночи вам звонят и призывают голосовать за партию N. Вы в ярости посылаете и саму партию, и ее агитаторов. А если звонят повторно? Понятно, что звонки организуют оппоненты партии, желая вызвать ваше раздражение. Лучший способ борьбы с чернухой — не обращать на нее внимания. Горожанам, которым неизвестные личности предлагают распространить что-то сомнительное, соглашаться не стоит. Милиция на выборах если и ловит кого-то, то именно распространителей «черных» листовок и газет. Вам нужны проблемы с законом? При этом ваши наниматели, как показывает опыт, вызволять вас не будут.
Вместить все многообразие «черных технологий» в одну статью невозможно, так что в ближайшее время мы продолжим рассказ о том, как нас пытаются обмануть и как с этим бороться.