— На прошлой неделе произошла неожиданная для всех смена Правительства РФ. Как вы считаете, не является ли это продуманным ходом по подготовке, скажем, нового преемника Президента?
— Думаю, смена правительства действительно связана с выборами в Госдуму и нового Президента страны. Однако есть и более содержательные причины, по которым давно пора было отправить в отставку правительство Фрадкова. На его счету провал социальной и пенсионной реформ. В этом году пенсии достигли исторического минимума — 22,8 % от средней зарплаты. Это данные июля. По-прежнему плоха ситуации с бюджетниками, сокращается доля бесплатных медицины и образования. И это на фоне благоприятной экономической конъюнктуры! А все потому, что министры не нашли ничего лучшего, как складировать деньги, полученные от нефти и газа, в Стабилизационный фонд. Нет бы, использовали их для подъема национальной экономики. И не надо забывать, что это то правительство, которое провело монетизацию льгот.
Что касается нового председателя Правительства — Виктора Зубкова, то его я знаю лично. У меня сложилось хорошее мнение о его профессиональных, деловых и человеческих качествах. Кроме того, в нем нет ни капли присущих чиновникам такого ранга спеси, чванства и хамства. Я голосовала за его назначение, и моя позиция совпала с позицией депутатов фракции «Справедливая Россия».
— Депутаты Госдумы часто выступали за отставку Зурабова. Как, по вашему мнению, изменится ли состав основных игроков при новом председателе Правительства?
— Вопрос об отставке Зурабова ставился в Госдуме неоднократно, но подавляющее большинство депутатов от «Единой России» ни разу его не поддержали. Моя позиция такова: господин Зурабов давно заслуживает отставки. Первый его провал — уже упоминавшаяся мной пенсионная реформа. Эта реформа вызвала снижение относительного размера пенсий для нынешних пенсионеров (относительно зарплаты). Однако и будущим пенсионерам эта реформа не принесла ничего хорошего. Накопительные взносы, которые делают самые молодые наши граждане, те, кто моложе 1967 года рождения, стремительно обесцениваются. Доходность по этим взносам в прошлом году составила 6%. Это при инфляции в 8% и темпе роста зарплаты в 24%. Поскольку пенсионный капитал продолжает обесцениваться, то каждая следующая возрастная когорта людей получит пенсию еще меньшую по отношению к зарплате, чем предыдущая. То есть 40-летние окажутся в будущем в еще более плачевном состоянии, чем сегодняшние пенсионеры. Сейчас формула расчета пенсии такова, что с какой угодно зарплатой человек не может заработать на обеспеченную старость. Чиновники при этом имеют пенсию, составляющую 75% от их зарплаты. Потому считаю, что ключевые министры социально-экономического сектора Правительства должны уйти в отставку.
— Ипотечный кризис в Америке спровоцировал падение акций наших предприятий. Не ожидают ли нас очередной банковский кризис и, как результат, дефолт?
— В Америке кризис во многом вызван тем, что их ипотечная система двухуровневая и основана на закладных и ипотечных облигациях. Такую систему активно пытались «продавливать» и у нас. Я не против, чтобы она существовала, но в ограниченных объемах. Я сторонник немецкой системы ипотечного кредитования, в основе которого — строительные сберегательные кассы. Этот закон мы долго разрабатывали, сейчас он внесен в повестку дня Госдумы на осеннюю сессию, у него есть положительное заключение правительства, но в течение длительного времени этот закон «торпедировался» сторонниками американской системы. А ведь она несет большие финансовые риски. Скажем, мадам Смит в штате Колорадо не расплатилась по ипотечному кредиту, произошел системный сбой, и у мистера О’Хара в штате Техас случилось обесценивание его облигаций.
В случае со строительными сберегательными кассами один гражданин не зависит от того, что другой в другом конце страны имеет проблемы с деньгами. Это система прямая, прозрачная: принес деньги в банк, пролежали они 2 года — получай дешевый кредит плюс доплату от государства. И если что-то произошло в одной стройсберкассе, это никак на ситуацию в других повлиять не может. Ипотечный кризис в Америке — нам наука, как осуществлять кредитование жилищного строительства.
Банковский кризис России не грозит. Что же касается дефолта, то в нашей стране неудачная денежно-кредитная политика. Мы проводим политику укрепления рубля, но это снижает конкуренто.способность наших товаров и не позволяет наращивать нам золотовалютные резервы. Ведь рубль должен обесцениваться в ногу с инфляцией — на 8–10% в год. А укрепление его с одной стороны и инфляция с другой — перекос, такая ситуация может привести к кризису в случае падения цен на нефть. Но пока оснований для беспокойства нет. Вторая причина возможного дефолта — неоплата по долгам. Внешние долги в стране сейчас не растут, а внутренние, к сожалению, да. Смысла в их накоплениях при имеющихся деньгах в «кубышке» нет.
— С 1 сентября выросла величина МРОТ. Почему автоматически не повысилась ставка для бюджетников?
— Дело в том, что новый закон «отвязал» 1-й разряд бюджетной сетки от величины МРОТ. С 1 сентября он повысился. Кто-то стал получать больше? Практически никто. Теперь МРОТ влияет лишь на размер некоторых штрафов и, в некоторых субъектах Федерации, — на зарплату чиновников. Если раньше при увеличении МРОТ росла и зарплата бюджетников, то теперь его можно повышать хоть каждый день — разницы для большинства бюджетников никакой, если адекватно не увеличен фонд оплаты труда и бюджетная сетка.
50 миллиардов — это копейки
— Услышала, что Правительство готово выделить 50 млрд. руб. для увеличения пенсий. Когда произойдет это повышение и насколько все-таки вырастет доход пенсионеров?
— 50 миллиардов — это повышение пенсии всего на 2–3%. С 1 апреля повышена страховая часть пенсии на 9,2%. Это означает, что в 2007 году индексация пенсий опять отстает от роста зарплат (они должны вырасти на 21,8%). Базовая часть пенсии с 1 апреля увеличена на 7,5%, а с 1 октября она установлена в фиксированном размере 1260 рублей. И тут Зурабов допустил еще одно лукавство. Поясню: ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) (взамен отобранных льгот) и социальный пакет должны индексироваться так же, как базовая часть пенсии. Но если одно повышение базовой части пенсии назвали индексацией, а другое — «утверждением его в фиксированном объеме», то ЕДВ будет индексироваться только тогда, когда повышение базовой части пенсии было названо индексацией. Поэтому единовременные денежные выплаты индексируются лишь на 7,5%, а не на 21,7%. Я неоднократно обращала внимание на этот момент, была даже внесена поправка в Госдуму, но, к сожалению, за нее не проголосовали.
Тяжелая судьба и еще у одного пенсионного закона — о так называемых «нестраховых периодах». Его не хотят включать в повестку дня работы Госдумы, но будем настаивать. Сейчас из пенсии «выбрасывают» годы учебы, ухода за ребенком, «северные» и так далее. Но Зурабов около 40 раз проваливал этот закон, не может же он сейчас сказать Президенту: «Я 8 лет борюсь с Дмитриевой, а она, оказывается, права».
— Какова, на ваш взгляд, должна быть средняя пенсия у человека, всю жизнь проработавшего на государство?
— Есть минимальный международный норматив — пенсии должны быть не меньше 40% от средней зарплаты. Сегодня средняя заработная плата по стране 13300 рублей, следовательно средняя пенсия должна быть не ниже 5280 рублей. Но у нас в городе много людей, которые получают вторую пенсию — это блокадники-инвалиды, участники ВОВ. С учетом дополнительных выплат средняя пенсия в нашем городе должна быть не меньше 7 тысяч рублей. Меня часто обвиняют в популизме за подобные требования. Но пусть тогда выступят эти чиновники и во всеуслышание заявят: «А я считаю, что пенсия должна быть ниже, чем 40% от заработной платы, ниже минимальных международных норм». Но они же не выступают, боятся! И почему пенсия для рядовых граждан в 7 тысяч рублей — это популизм, а пенсия чиновников 15–17 тысяч рублей или денежное вознаграждение руководителей госкомпаний в 7 млн. рублей в месяц — это не популизм, а эффективный финансовый менеджмент?