НА ПРОШЛОЙ неделе состоялся аукцион на право заключения договора аренды земельного участка по адресу: улица Хошимина, 14-а. Продан он был в семь раз дороже начальной стоимости — за 247 миллионов рублей. Этот факт вряд ли бы заинтересовал широкую общественность — мало ли что отдают инвесторам под застройку, — если бы не одно обстоятельство: когда-то на этом участке располагался большой продуктово-вещевой рынок. В последние годы «базары» стремительно исчезают как явление.
В центре хлеб не купишь
БОЛЬШЕ всего этим недовольны жители центра. «Когда надо срочно купить что-то из продуктов, приходится идти либо в дорогие супермаркеты, либо в сомнительные магазинчики. На том же Невском — просто беда», — сетует библиотекарь Светлана Владимирова.
На главной городской магистрали, действительно, с продуктами негусто: все еще держатся несколько булочных, пара кондитерских магазинов. Из больших продуктовых оставался только «Елисеевский». Но и его закрыли на ремонт.Впрочем, как отмечают эксперты, толку от этого «бренда города» было немного: для обычных горожан было слишком дорого, а обеспеченных жителей далеко не всегда устраивал ассортимент.
Власти предлагают подождать, пока и до центра доберутся магазины «шаговой доступности», где теоретически можно купить продовольственные товары так называемой первой необходимости: хлеб, молочные продукты, овощи, фрукты. Напомним, первые такие торговые точки появились в Петербурге в апреле-мае этого года — в Металлострое и в Петроградском районе. Как пояснили в КЭРРПиТ, в центральной части Петербурга до конца года должно появиться 5 подобных торговых точек по адресам: Моховая, 7; улица Правды, 6; Боровая, 21, 35–37; Мошков переулок, 5/20.
Сложности с внедрением этой идеи в жизнь, по словам чиновников, связаны с отсутствием свободных объектов нежилого фонда. Кроме того, если помещение все же удается подобрать, много времени занимают различные согласования с «Водоканалом» и «Ленэнерго».
До конца года планируется открытие 15 магазинов «шаговой доступности» в Приморском, Петроградском, Кировском, Калининском, Красносельском, Фрунзенском, Московском, Невском и Центральном районах. Если верить цифрам, получается, что центру уделяется все же большее внимание, чем остальному Петербургу. Впрочем, это и понятно — на периферии активно развивается сетевая торговля.
Гипермаркеты: пока недорого?
В ПЕТЕРБУРГСКОМ Центре исследования рыночной среды (ЦИРС) напоминают: крупные предприятия сетевой торговли стали появляться в Петербурге примерно с 1998 года. Уже в 1999-м были созданы сети дискаунтеров, ориентировавшихся на продажу продуктов питания и непродовольственных товаров для средне- и малообеспеченных групп населения (к примеру, «Пятерочка», «Копейка»). Сейчас доля крупных и средних организаций в обороте розничной торговли — порядка 80%.
Эксперты отмечают, что мы идем в русле мирового рынка розничной торговли. Например, в Великобритании на четыре крупнейшие розничные компании приходится 40% продовольственных магазинов и аптек.
Социолог Татьяна Протасенко отмечает:
— На Западе тоже супермаркеты располагаются где-то на выезде из города. Но для жителей это не проблема, так как машина есть практически у всех. К примеру, в центре Парижа найти продуктовые магазины сложно. Причем в них очень ограниченный набор товаров. В крупных супермаркетах выбор большой и цены невысокие. К тому же, там покупателям предлагают много скидок.
Специалисты выяснили, что зависимости между уровнем дохода и предпочитаемым типом магазина нет. Исследование ЦИРС показало: уровень цен на ряд продовольственных товаров в крупных сетевых гипермаркетах ниже среднего, в то время как у покупателей именно этих магазинов в основном более высокий уровень дохода. Есть и психологический фактор. Пожилые люди со скромным достатком предпочитают пойти за покупками в небольшой магазин рядом с домом, а не в построенный недалеко большой торговый центр. Пусть цены выше, зато продавцы знакомые, всегда что-то подскажут. А в торговом комплексе многих пугает современная техника, отмечают психологи. Кому же захочется на глазах у большого количества людей показывать свое неумение обращаться с теми же весами для самостоятельного взвешивания овощей?
Специалисты, впрочем, высказывают опасение, что скоро все может измениться. Есть три этапа развития сетевой торговли. На первом за счет низких цен происходит приучение покупателей к сети. Считается, что Петербург находится сейчас на втором этапе, когда сети приводят за собой на новые рынки производителей, с которыми уже налажено сотрудничество, начинают использовать собственные торговые марки. Неприятности начинаются у местных поставщиков.
— Производителям оказывается просто некуда сбывать свою продукцию. Возможный выход — изготовление по заказу сетевиков товаров под их торговыми марками — неприемлем, так как закупочные цены ниже себестоимости, — так обрисовывает ситуацию председатель Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. — А вот на третьем этапе — «монополизации рынка» — сети, достигнув доминирующего положения на рынке, повышают розничные цены. В зарубежных странах власти стремятся не допустить такого варианта, ограничивая экспансию сетевиков во имя сохранения хоть какой-то конкуренции.