Итогом осмотра стало обещание уже на следующей неделе принять окончательное решение о графике строительства и финансовой стороне проекта. До министров дамбу осматривали представители Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстроя). Глава ведомства Сергей Круглик был тогда оптимистичен: стройка вышла «на финишную прямую». Однако, как часто случается, обнаружились проблемы с финансированием. По официальной версии Росстроя, подрядчики работают с опережением графика, поэтому требуются и дополнительные деньги — до последнего времени разговор шел о 6 миллиардах рублей. В Росстрое выходом из ситуации видят выделение денег в счет следующего,
2008 года (первоначально предполагалось, что в этом году работы будут выполнены на 20 миллиардов рублей).
Дмитрий Козак выразил недовольство тем, что министер.ство, которое он недавно возглавил, раньше не принимало активного участия в проекте. Остается надеяться, что борьба за контроль над финансовыми потоками «стройку века» таковой в прямом смысле не сделает.
Классический долгострой
Дамба стала примером классического долгостроя. Решение о строительстве КЗС было принято еще в советскую эпоху — в 1979 году. Однако вскоре работы были заморожены. О необходимости реализации проекта спорили много и долго. На этом проекте оттачивали свое ораторское искусство еще депутаты Ленсовета. Лишь в 2004 году появился «свет в конце тоннеля»: была разработана поэтапная программа завершения строительства, утверждено финансирование всех объектов комплекса, определен единый госзаказчик строительства. Ориентировочные сроки окончания строительства —
2012 год. Ожидается, что по своему прямому назначению — как защита города от наводнений — дамба начнет работать уже в конце 2008 года.
Как известно, угрозу для Петербурга представляют так называемые нагонные волны. Они образуются в центре дей.ствия циклона при его прохождении над морем. При подходе к побережью высота волны резко возрастает. Особенно опасны нагонные наводнения населенным пунктам, расположенным на побережьях с пологими невысокими берегами (как в Петербурге) или же там, где 25% территории находится ниже уровня моря (к примеру, в Нидерландах).
300 наводнений
С момента основания города случилось более 300 наводнений. Таковым считается подъем воды выше 160 см. В этом случае затапливаются незначительные площади. Следующая отметка, которая и считается опасной, — 210 см. Подъем более 3 метров — это уже катастрофическое наводнение. За всю историю их было три, одно из них, как известно, описано «солнцем русской поэзии» (в поэме «Медный всадник»). Однако даже повышение уровня воды в Неве на 2,3 метра вызывает серьезные сбои в жизни города: закрытие ряда станций метро (в зоне риска «Садовая», «Невский проспект-1», «Спортивная», «Чкаловская», «Василеостровская», «Пионерская»), подтопление подвалов и набережных, возможны перебои с электроэнергией. Подъем же на три метра выше ординара и более может вызвать полномасштабный городской кризис: подтопление Невского проспекта, затопление Васильевского острова, Петроградской стороны, Кронштадта, всего южного побережья залива до Петергофа и северного — до Сестрорецка.
По данным специалистов Российского гидрометеорологического университета, преобладание западных ветров привело к тому, что за последние двадцать лет около 15 наводнений произошло в январе. Так, к примеру, случилось и в 2005-м, и в этом году. Для сравнения: в ХVIII веке их было всего два — тогда зимние наводнения «гасил» устойчивый ледовый покров.
Дамбу объявили безвредной
Что защищает Петербург? Дамба стала надёжным заслоном
Наступает Год Финского залива
Коллектор на Адмиралтейской набережной построили раньше срока
Стало известно, кто намоет остров напротив Сестрорецка