Не нужда, а философия!
Петербуржец Николай живет практически за счет того, что выбрасывают жители одного из домов Московского района. Он уже три года работает в местном ТСЖ и имеет свободный доступ к мусорным бакам.
- У меня три зимние куртки, четыре пары ботинок, несколько рубашек, норковая шапка - и все с помойки, - говорит Николай. - Причем вещи качественные и выглядят как новые. Из мусорных контейнеров можно добыть все, что угодно. Я вот на кухне ламинат настелил - из кусков, которые выкинули после ремонта. Бра в спальне и маленький цветной телевизор - из мусорки. Еду не беру. Правда, один раз попалась большая пачка кофе, запечатанная - выпили всей семьей. Один раз вообще нашел хомячка. Выбросили прямо в клетке! Жена отнесла его в школьный «живой уголок». Она у меня учительница. Сначала ругала за «контейнерный бизнес». Потом поняла, что экономия бюджета существенная. А директор нашего ТСЖ, хоть и ездит на дорогом джипе, но не побрезговал и взял себе с помойки гарнитур из 4 стульев.
В Европе и Америке тысячи людей живут как Николай - за счет отходов. Причем там все это подкреплено философией.
Люди протестуют против избыточного производства, корпораций, навязывающих ненужные вещи и еду. Которые потом отправляются на помойку. По статистике, только в Англии около 17 млн тонн продовольствия ежегодно оказываются на свалках, 4 млн из них съедобны. Европейцы и американцы, придерживающиеся «помойной» философии, называют себя «фриганами». От английских слов free (свободный) и vegan (вегетарианец). На специализированных сайтах даже можно увидеть рецепты блюд из продуктов, найденных в мусорных контейнерах.
Бесплатный «супермаркет»
В России в ранг мегазвезд уже возведены два обитателя помоек - Сифон и Борода - герои известного комедийного шоу «Наша Раша». Проживают они среди мусорных контейнеров на Рублевке, поэтому носят одежду мировых брендов и питаются деликатесами. В Петербурге тоже есть элитные районы. Дядю Мишу и Сергея мы нашли копающимися в мусорных баках во дворе одного из богатых домов на Мойке. На вопрос, попадается ли что приличное, Михаил отвечает:
- А как же. Одежа любого фасона, модная. Посмотри, какие у меня брюки! Вчера нашел.
На дяде Мише - щегольские вельветовые штаны модного в этом сезоне цвета «фуксия».
- Раньше-то шубы меховые выкидывали, конфеты в коробках, - продолжает он. - Я раз даже суши и виски пробовал. Теперь люди стали скромнее. Но все равно выжить можно.
Пока мы беседуем, дядя Миша выуживает из контейнера соленый огурчик, который тут же съедает. Во время дальнейших поисков нами была обнаружена клавиатура от компьютера, плюшевый медвежонок, пара новейших носков с этикетками и трехлитровая банка квашеной капусты.
- За нормальной едой мы пару раз в неделю ездим в супермаркеты. Точнее, к супермаркетам. Там в мусорных контейнерах можно найти продукты, срок годности которых на исходе, спиртное… Недавно обнаружили ящик с вином. В бутылках, испанское, - хвастается Сергей. - Но в этом году конкуренция большая. Старушки-пенсионерки повадились туда за продуктами ходить, студенты. Чуть ли не до драк доходит. Скорей бы уже этот кризис кончился, и помойки оставили бомжам. Как это было всегда!