Беречь честь смолоду
В съезде приняли участие более 500 человек. Старейшие выпускники кадетских корпусов приехали из Франции, Канады, Аргентины, США, Венесуэлы, Эстонии. Среди них были и такие, кто заканчивал училища еще при царской власти. Несмотря на то, что они давно уже живут за пределами России, они продолжают любить Родину и всей душой болеют за сегодняшнее состояние кадетства в нашей стране.
Один из старейших кадетов - Игорь Николаевич Андрушкевич, выпускник 1-го кадетского корпуса в Югославии 1939 года выпуска, довольно часто приезжает в Россию, несмотря на то что в последние годы постоянно проживает в Аргентине, и наблюдает за тем, как подрастает юная смена.
- Сердце радуется, когда я вижу молодых кадетов в русской форме, с российской символикой. Это очень здорово, что не теряются традиции поколений. Каждый из выпускников-кадетов не обязательно становился прославленным военачальником, но непременно состоялся как личность.
Главный кадетский завет - беречь честь смолоду. Одна из самых главных бед нашей страны сегодня - это отсутствие профессионального и нравственного управления, а эти качества прививаются только в детстве. И лучше всего - в детских военных училищах. Сегодня кадетский корпус - это среднее учебное заведение, которое является военным интернатом. Там царствует воинский дух, там обучают детей не только наукам, но также служению родине на любом поприще.
Началось с Афин
«Кадет» с французского языка переводится, как «будущий маленький капитан». Когда-то Моцарта спросили, откуда у него такой талант, и он ответил, «потому что меня с трех лет учили играть на рояле. А если бы начали учить в десять лет, то я не был бы таким хорошим музыкантом, хоть я и гениальный Моцарт».
Кадетское движение зародилось 500 лет до нашей эры, в Афинской демократии. Там не было неравенства по положению или по средствам. Считалось, что главное - это знания, подготовка. Поэтому были созданы гимназии, куда стали принимать подростков. Греческие философы Аристотель, а потом и Платон писали в своих трудах, что до 10 лет мальчик должен воспитываться в семье, это первый столп воспитания. В 10 лет юношей необходимо отдавать в гимнастические школы, где им дадут цельное воспитание: религиозное, нравственное, эстетическое, этическое, интеллектуальное, физкультурное и военное. Аристотель настаивал: ни в каком из этих направлений не надо перебарщивать, все должно быть гармонично.
Позже кадетские корпуса прижились во всем мире. Но в средние века нашей эры кадетство исчезло, так как все образование попало в руки монахов. Они занимались гуманитарным воспитанием подростков, а физкультурным и военным - нет.
Возродил кадетство Людовик XIV во Франции в 1682 году. В кадетские роты набирали детей дворян. Маленьких капитанов французская армия брала с собой на фронт.
Из истории кадетского образования
Людовик встречался с Петром Великим и заразил российского императора идеей кадетских рот. Первая российская кадетская навигационная школа была открыта в 1701 году, а в 1732 году при Анне Иоанновне начала принимать первых мальчишек в Пехотный кадетский полк.
Россия особенно хорошо приняла идею кадетства. У нас работали выдающиеся педагоги, которые досконально знали, когда и чему эффективнее всего обучать детей. Например, в кадетских корпусах иностранным языкам давно начали обучать с 10 лет. Всегда раздавались возгласы: зачем так рано мучить детей. Только 30 лет назад немецкая педагогика открыла, что в мозгу человека есть 2 центра для языков: один - материнский, с рождения, второй эффективно работает лишь до половой зрелости. Если его не задействовать до 18 лет, то он атрофируется и учить языки становится очень трудно. Многие принципы обучения, которые только сейчас открывает современная педагогика, уже применялись в кадетских корпусах в XIX веке.
Специалисты утверждают, что, воспитывая молодых военных и гражданских специалистов в кадетских корпусах, Россия обеспечит себе дальнейшее культурное и социальное развитие.