Недавно на сцене «Театра сказки» состоялась премьера танцевального спектакля «Крыло», в постановке хореографа из Нидерландов Мелиссы Эллбергер. Исполнители - воспитанники детского дома № 9 в возрасте от 8 до 13 лет.
Это уже не первый их спектакль, школа танца проекта «Зелёный дом» существует в детдоме два года, сюда приезжают хореографы из Европы и Америки. Рассказывает автор проекта, известный специалист по современному танцу Лев Шульман.
Мистический знак
Как возник проект? Это давняя идея, я сам из Екатеринбурга, возглавлял там Центр современного искусства, в Питере живу четвёртый год. В Екатеринбурге реализовать проект не получилось, а в Питере всё произошло почти мистически. Как-то утром в июле 2008 года по «Жёлтым страницам» я нашел телефон Комитета по образованию. Дама, которая занимается детскими домами, сказала: «Давайте встречаться сейчас, потому что завтра я ухожу в отпуск».
Встретились, и она направила меня к директору детдома № 9 Светлане Соколовой - к вечеру вопрос был решён!
Наш проект ориентирован на предпрофессиональную подготовку детей. Это значит, что мы не занимаемся организацией их досуга, а готовим к будущему. Если кто-то решит связать жизнь с танцем как с профессией в том или ином виде - чтобы они были конкурентоспособными при поступлении в любое специализированное учебное заведение. В прошлом году мы уже отправили нашего воспитанника в Академию Вагановой.
В детдоме сейчас почти 200 детей, а заниматься мы начали с группой из 25 человек. В течение сезона шёл естественный отсев, и остались 10. С сентября 2009-го нам дали ещё и группу малышей. Они живут в Вырице, и целый год их возили на занятия в Питер, для детей это было приключением.
Начали мы с класса по фламенко и индийского танца, сейчас ребята занимаются хип-хопом, брейком, джазом и современным танцем.
«О чём спектакль?»
В мае первокурсники и второкурсники занимались танцем-модерн с американским профессором, потом взялись за постановку спектакля «Крыло» с голландкой Мелиссой Эллбергер. Занятия и репетиции шли на английском, я решил переводить как можно меньше, потому что предупреждал детей, чтобы они навалились на язык. Конечно, они этого не сделали и вынуждены были сами искать пути понимания, учиться на ходу.
…В начале работы с Мелиссой кто-то из детей спросил: «А когда нам расскажут, о чём будет спектакль?» За 20 лет работы с профессиональными артистами я очень редко слышал от них такой вопрос: танцуем - и ладно. Подбрасывать детям свои смыслы считаю ненужным, лучше, чтобы они сами додумали и привнесли что-то своё, тем более что у каждого за плечами серьёзные жизненные истории. И они наполняют спектакль своим отношением.
«Платите аренду»
Как получилось, что с детьми работают иностранные хореографы? В основном это мои давние друзья и коллеги, которые приезжали в Екатеринбург, и мы к ним ездили.
А для работы в Петербурге американская коллега получила грант от своего университета, голландская - от тамошнего фонда, да ещё и посольство Нидерландов выделило деньги. У нас же, когда я стал искать площадку для спектакля, в театрах говорили: «Пожалуйста, но платите аренду». - «Это же детский дом!». - «Да какая разница». Навстречу пошёл только «Театр сказки», у них это был обычный спектакль, на который люди брали билеты.
Декорации, костюмы сделали знакомые художники.
В спектакле много технических трюков: начинается с того, что вся сцена засажена шариками, а в определённый момент все улетают! А на переднем плане девятилетний ребёнок, стоя на табуретке в белом смокинге с бабочкой, поёт. Конечно, под фонограмму, но я ему сказал: «Представь, что ты оперный певец», не думаю, что он когда-то видел оперу, но всё сделал точно.
«Кликнуло!»
В апреле мы были на гастролях в Екатеринбурге и выступали в один вечер с профессиональной танцевальной компанией. Дети оказались в другой среде, посмотрели, как люди работают, у них что-то в голове кликнуло. На сцене дети растут гораздо быстрее, чем в классе! Надо, чтобы они регулярно выступали, тогда будут меняться на глазах. На фоне остальных детей наши уже начинают выглядеть совершенно по-другому, их жизнь выстраивается.
…В первый год я каждый раз выходил из детдома с мыслью, что больше не вернусь, потому что, кроме всего прочего, с этими детьми было неинтересно, они только «брали», ничего не давали в ответ. Мелисса тоже каждый день им говорила: «Ну и что ты вышел на площадку? Ты ничего не принёс с собой, вы всё время только берёте». В работе она обращалась с ними жёстко, как с профессионалами, хотя до и после занятий могла посадить на колени, обнять, погладить по голове. Через сопли и слёзы они постепенно привыкли к требовательности, поняли, что с ними разговаривают на равных, как с партнёрами. Дети талантливы невероятно, только им нужны такие же талантливые
учителя.