Примерное время чтения: 6 минут
138

Ловушка для атома

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргумены и факты - Петербург 29/06/2011

Атом не проскочит?

«Балтийская АЭС: соответствие актуальным требованиям безопасности» - так назывался международный научно-практический семинар, который недавно прошёл в Санкт-Петербурге. В его работе приняли участие делегации 14 стран.

Северную столицу выбрали как место, удобное для всех. Была и ещё одна цель - показать экспертам ЛАЭС-2 в Сосновом Бору, которая является близнецом Балтийской. Они похожи не только технологически, много общего имеют даже грунты, на которых стоят махины.

Ожидания специалистов оправдались. Семинар, учитывая объём информации, стал очередным этапом общественных слушаний по проекту станции. Ну а все участники получили редкую возможность увидеть «мирный атом» своими глазами.

Сегодня в Сосновом Бору вовсю идёт сооружение первого и второго энергоблоков, внутренней и наружной защитных оболочек реактора. Без остановки чертят небо огромные краны, прокладываются коммуникации. Уже поднялась на высоту 150 метров одна из трёх градирен. Чтобы в срок воплотить задуманное, посменно трудятся 4100 человек, задействованы свыше 200 единиц различной техники. Основное - безопасность будущей станции, эта тема красной нитью проходит через все этапы строительства.

- На станции создана «глубоко эшелонированная система защиты» и учтены все «нештатные ситуации», - заверил главный инженер проекта Иван Грабельников. - По нашим расчётам, АЭС выдержит удар метеорита, взрывной волны, цунами, падение самолета и землетрясение в 7 баллов. Причём даже если случится авария, эвакуации населения не потребуется, утверждают специалисты. АЭС этого типа устроены таким образом, что все действия по ликвидации ЧП будут проводиться в санитарной зоне, а это 4-5 км вокруг, где нет населённых пунктов. Жителей близлежащих сёл, городов эти проблемы касаться не должны.

- Пока ещё рано делать окончательные выводы, говорить об эксплуатационной безопасности, надо дождаться многих экспертиз, - подытожил генеральный директор Агентства по радиационной и ядерной безопасности (STUK) Финляндии Юкка Лааксонен. - Но я вижу, что строительство и проект соответствуют самым высоким стандартам. В нашей стране АЭС не боятся. Конечно, если соседние страны захотят получать и потреблять энергию с этой АЭС, и у неё будет хорошая цена - это станет для них выгодно. На сегодняшний день в Литве, Польше есть определённый интерес к строительству собственных АЭС, так что этот проект может стать альтернативой.

Александр Казарин: «Мы постарались предусмотреть все случайности»

- Проект АЭС-2006, который сейчас реализуется как на площадке Балтийской АЭС, так и ЛАЭС-2, отвечает самым современным требованиям безопасности и влияния на окружающую среду, - уверен заместитель директора по проектированию по ВВЭР ОАО «СПбАЭП» Александр Казарин. - На ЛАЭС-2 помимо традиционных четырёх активных каналов применены так называемые системы управления запроектными авариями, которые отводят тепло от защитной оболочки. Позволит исключить гипотетическую аварию и уникальная «ловушка расплава», которая не даёт радиоактивности выйти за установленные пределы.

- Вы говорите о современности проекта, но ведь он был разработан в 2006 году.

- К нему изначально были предъявлены повышенные требования. После «Фукусимы», возможно, стандарты будут совершенствоваться, но сегодня проект является самым передовым, причём для всех стран. Аналоги Балтийской АЭС строятся в Финляндии и Франции. Это самые современные блоки, которые сейчас сооружаются в Европе.

- А где и как предполагается хранить отработанное топливо?

- Построят отдельное хранилище, где топливо будет «висеть» на протяжении 10 лет. Это нужно для того, чтобы снять активность и тепловыделение. В дальнейшем его вывезут на регенерацию на предприятия Росатома.

- Говорят, что самая безопасная атомная станция - неработающая. Есть ли страховка от непредвиденных обстоятельств?

- Считаем, что предусмотрели все случайности: максимальную сейсмическую активность, взрывную волну. Станция рассчитана на восприятие всех нагрузок. Мы проводили специальные расчёты и изучали также зоны, в которых возможно прохождение трассы тяжёлых воздушных судов. Рассчитали даже падение такого самолета. Вероятность оказалась очень низкой. Когда мы участвовали в тендере в Финляндии, тоже делали подобные выкладки. Они показывают хорошую сопротивляемость реактора к падению тяжёлых машин. Но, повторяю, вероятность такого инцидента крайне мала.

- Утверждается, что заложены высокие меры безопасности. Но чем конкретно это подтверждается?

- Все проектные решения прошли необходимые лицензии и экспертизы. Чтобы гарантировать требуемый уровень безопасности, в проекте применены четыре независимых канала, которые отводят тепло от реакторной установки. Если один канал отказывает, в действие вступает другой и т. д. Плюс применены так называемые системы пассивного отвода тепла, которые включаются по соответствующему сигналу и не требуют каких-то обеспечивающих систем - электроснабжения, автоматики и т. д.

Кроме того, станция довольно долго может работать вообще при потере внешнего источника электроснабжения. Если случилось ЧП, сначала включаются аварийные дизель-генераторы. Если и они вышли из строя - в течение длительного времени блок готов отводить тепло с помощью пассивных систем. Поэтому этот проект ещё долго будет оставаться «пионерским», даже с учётом требований, которые ужесточились после аварии на «Фукусиме».

Мнение эксперта

Эксперт по безопасности реакторов российских проектов Национальной компании по безопасности ядерных реакторов GRS (Германия) Вольфганг Рихтер: - Мнение о проекте Балтийской АЭС в целом хорошее. Хотя есть и несколько вопросов. Основное достоинство проекта АЭС-2006 в том, что у него повышенный уровень безопасности за счёт работы пассивных систем. Но обоснование этих систем ещё полностью не закончено, поэтому в данном направлении надо работать и дальше.

АиФ-Справка

Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект» (ОАО «СПбАЭП»), проектировщик Балтийской АЭС, ведёт свою историю с 1929 года, когда на базе Ленинградского гидротехнического бюро образовался государственный трест «Энергострой». Первыми объектами проектирования этой организации стали Казанская, Воронежская, Новосибирская и другие ТЭЦ. Атомная тема появилась в 50-х, с проектированием машинного зала первой в мире атомной электростанции в Обнинске. В 1956-1986 гг. введены в эксплуатацию Белоярская, Кольская, Ленинградская АЭС. В 2007-м сданы первый и второй энергоблоки Тяньваньской АЭС в Китае. Здесь впервые в мире была применена уникальная разработка российских учёных - так называемая «ловушка расплава». Сегодня она широко используется при сооружении АЭС в разных странах. В последние годы с участием компании идет сооружение Белоярской, Балтийской АЭС, станции «Бушер» в Иране. Специалисты института участвуют в модернизации Кольской, Курской, Смоленской АЭС и других энергетических объектов России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах