Примерное время чтения: 6 минут
108

Владислав Донченко: "Была природа, стала - окружающая среда"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 08/08/2007

Дело - труба

- ЕСЛИ БЫ в режиме реального времени диагностировали состояние газовой трубы, наверняка бы обнаружили предвестники опасности, - подтвердил профессор. - Сегодня соответствующие приборы дают возможность своевременно принять меры предосторожности. К сожалению, и в Белоусове, и на других магистральных трубопроводах системы, предупреждающие об аварийных ситуациях, работают не лучшим образом. По статистике, только за 2006 год на газопроводах страны произошла 21 авария, погибли четыре человека. Главная причина, как и на этот раз, повышенный износ оборудования и сетей.

- Может быть, это следствие общего отношения к окружающему нас миру? Изменилось даже мышление. Вы сами как-то заметили, что раньше была "природа", теперь - "окружающая среда".

- Потому что появились объекты собственности. И это сразу сделало природу окружающей средой. Конный завод - собственность. Но та же лошадь на свободе - природа. В России всегда бережно относились именно к природе. Вспомните. Раньше, если деревня стояла на реке, жители отвечали за состояние леса, поля вокруг. Следили за порядком, не допускали разрушения. Сегодня - полное запустение. Заросшие пастбища, нескошенные луга, почти нет скота. Отсюда многие социальные и экономические проблемы.

- Получается, мы пилим сук, на котором сидим. Ведь природные ресурсы - основной источник развития нашей экономики!

- Да, в хозяйственный оборот постоянно вводятся огромные территории. Дороги, трассы трубопроводов, линии электропередачи и другие коммуникации занимают сейчас миллионы квадратных километров. По площади это больше всей Европы. Вся эта инфраструктура представляет угрозу экологии. В первую очередь под удар попадает растительный мир, братья наши меньшие и коренные малочисленные народы. Поэтому для работников, которые вахтовым методом обслуживают ресурсный комплекс страны, природа - это не более чем окружающая среда.

- Можно ли при таком потребительском отношении реально защитить зеленый мир, побороть психологию временщиков?

- Выход всегда есть. Во-первых, в местах, которые потенциально опасны, следует обязательно внедрить автоматизированные системы непрерывного контроля. В условиях рынка в постоянном технологическом "тестировании" заинтересованы, прежде всего, предприниматели, владельцы сырьевых товаров. Для них каждая авария, скажем, на нефтепроводе, - это прямые убытки. Во-вторых, необходимы методы и системы, заранее предупреждающие о катастрофах и различных "ЧП".

Чтобы избежать перекосов, надо заранее знать фактическое состояние природных ресурсов. Очертить масштабы "внедрения" человека и техники. А для этого в свою очередь следует определить устойчивость экосистемы. Ведь для каждой территории существует допустимый уровень хозяйственного освоения.

Пернатые могут заблудиться

- Как у нас ведется освоение природных зон, хорошо известно. Причем штрафы за загрязнение окружающей среды столь незначительны, что никого не пугают. Особенно жаль уголки первозданной природы, так называемые особо охраняемые природные территории. В Петербурге коттеджи наступают на Юнтоловский заказник, под угрозой Нижнесвирский заповедник...

- Будем реалистами. Развитие Нижнесвирского заповедника совпало с перестройкой. Он был создан четверть века назад по инициативе академика О. А. Скарлато. Понятно, что испытаний и трудностей в это время выпало немало. Но сейчас жизнь налаживается. Мало кто знает, что здесь идет уникальный эксперимент по изменению маршрутов перелета птиц в нашем регионе.

Ведь что получилось? Строительство портовых комплексов, хозяйственное освоение Лахтинской заводи, ввод в эксплуатацию аэропортов "Пулково-1" и "Пулково-2" нарушило традиционные маршруты движения пернатых. Изменились и пункты отдыха птичих колоний на протяжении Беломоро-Балтийского перелетного пути. Так что сегодня птицам помогают освоить новые трассы. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Г. А. Носков, который возглавляет эту работу, подтверждает, что исследования идут успешно. Так что не за горами сенсация.

- А Юнтоловский заказник? Ранее его называли оазисом посреди мегаполиса, сегодня говорят о запустении, исчезновении редких видов растений.

- Недавно ученые и специалисты Петербурга завершили исследование современного экологического состояния Юнтоловского заказника. Это комплексное описание ландшафта, флоры и фауны, анализ загрязнения воздуха, воды и почв. Вывод следующий. Сегодня требуется специальная программа по восстановлению территории в границах заказника, возможно, методом ландшафтного дизайна. Количество посещений сейчас во много раз превышает допустимые пределы. Поэтому ни о какой устойчивости, биологическом разнообразии и продуктивности пока речи быть не может. С моей точки зрения, здесь надо усиленно развивать экологический туризм, учить жителей больших городов, особенно молодежь, общаться с миром живой природы. Знаю, что существует проект создания рядом с заказником городского зоопарка европейского уровня. Надеюсь, что это положительно отразится на развитии всей территории.

- Удивительно: государственные чиновники вроде бы постоянно демонстрируют внимание к экологии. Уже пять лет идет масштабная реформа, о которой с высоких трибун заявляли как о достижении и прорыве. Но проблемы только усугубляются.

- Реформа 2002 года нанесла серьезный удар по природоохранной деятельности. Фактически была ликвидирована общественная экологическая экспертиза. А государственная, из-за резкого сокращения штатов, стала легко преодолимой формальностью. Не секрет, что общественные слушания превратились в ритуальные действия администрации различных уровней. Они обязательны для проведения, но совершенно не обязательны для реализации того или иного проекта.

В итоге, так называемые эколого-экономические методы так и не набрали силу. На федеральном уровне деятельность в области охраны окружающей среды формализована. Более того. В качестве главных возвращаются директивные методы управления. Понятно, что специалисты экологи в такой системе оказались не востребованы.

Где вы живете?

- Почему же цели мы ставим благие, а на деле наносим природе удар за ударом?

- Произошло неожиданное. На местах руководители увидели, что не могут управлять областью, городом, муниципальным образованием без реально действующего природоохранного законодательства. Люди рассуждают так: я здесь живу, работаю, воспитываю детей и не могу навредить ни земле своей, ни людям, на ней живущим. Кстати, почти всегда первый вопрос, который задают чиновникам: где вы живете?

Слегка изменили таможенную политику, и вот уже экспорт деловой древесины не выгоден, а выгодны продукты ее промышленной переработки. Подобные решения нужны и по углеводородному сырью.

- В вашем институте много современной техники. Однако вы собираетесь создавать еще и обсерватории экологической безопасности. Название красивое, а каково практическое применение комплексов?

Одна из задач - мониторинг состояния окружающей среды, выявление зон экологического риска на больших территориях в реальном времени. В перспективе аналогичная сеть должна охватить всю страну. В 2006 году мы с нашими китайскими коллегами открыли морскую обсерваторию в городе Чиндао. Она будет обеспечивать экологическую безопасность во время проведения летних Олимпийских игр 2008 года. Надеюсь, что ближе к 2014 году, зимним Олимпийским играм, удастся построить такую обсерваторию и в Сочи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах