Где наша техника?
- "АиФ-Петербург": В мире самолётный спорт находится на подъёме, становится всё более популярным, соревнования привлекают толпы зрителей. Почему же в нашей стране он с трудом сводит концы с концами, а асы летают на стареньких машинах?
- В России сегодня финансируются только футбол и олимпийские виды спорта. Все силы и средства брошены туда. Остальные виды забыты.
Во все сферы деятельности пришло новое поколение управленцев. Я их называю «манагерами». Это ироничная производная от английского «manager» - менеджер.
Что они делают? Придумывают трудновыполнимые законы и требуют их исполнения. И все реально занимающиеся делом люди вынуждены готовить ненужные планы и отчёты… Мы, спортсмены, вместо того чтобы оттачивать мастерство, закапываемся в бумажках. Профессионалов осталось очень мало, многие уехали за границу. Потому что спортивные чиновники создают невыносимые условия для работы. Вот и выходит, что высший пилотаж, где мы всегда находились на первых ролях, сейчас в нашей стране никому не нужен. А развивается в США, Китае, Арабских Эмиратах. Российские спортсмены-чемпионы летают на честном слове и стареньких самолётах. И это при том, что отечественные машины Су-26 и Су-29 - лучшие в мире. 70% иностранных спортсменов летают на российских самолётах. А у нас их нет, не выпускаются! Судите сами: рабочих Су-29 в Америке 120 штук, в Европе - 80, а в России - 4!
И то мне только что позвонили, сообщили, что у одного из них вышел из строя двигатель…
Вообще, российский авиапром сейчас находится в плачевном состоянии. На днях улетал из «Шереметьево», глянул на лётное поле - и слёзы навернулись. Ни одного нашего самолёта, только «Боинги» и «Аэробусы». Вот вам пример: мы нашли деньги на выпуск ста Су-26. Предприниматели готовы внести предоплату, заводы хотят их выпускать. Но дело стоит из-за бюрократических проволочек. Чиновники ставят сотни препон! А конкуренты не дремлют, в Германии и США готовят к выпуску свои машины. Если ещё год протянем, наши самолёты станут никому не нужны.
- "АиФ-Петербург": Проблема ведь намного шире. Летать не только не на чем, но и некому. За штурвалы пассажирских самолётов сажают практически неподготовленных пилотов.
- Посмотрите, сколько катастроф происходит в последние годы! Лётчики не готовы к экстремальным ситуациям, потому что их в авиационном училище обучают летать на компьютерных симуляторах. А как иначе? Бензина нет, техники нет…
В Европе для лётчиков гражданской авиации ввели правило: ежегодно сдавать зачёты на спортивных самолётах. Чтобы знали, как управлять машиной в нештатных ситуациях. А наша молодёжь привыкла летать только «за джойстиком».
Ошибаться - полезно
- "АиФ-Петербург": Под вашим руководством сборная страны добилась уникального результата - в течение 10 лет никому не уступала пальму первенства на мировых и европейских чемпионатах. Круглый год вы пропадаете на сборах. Каково это - работать с командой чемпионов?
- Труднее всего добыть средства на нужды команды. Приходится львиную долю времени проводить в поисках спонсоров. Вместо подготовки спортсменов вынужден выбивать деньги, бензин, самолёты. А ребята-лётчики - люди взрослые, профессионалы, работать с ними очень легко. В августе едем на чемпионаты Европы и мира. Попытаемся снова вернуть нам статус лидеров на латаных-перелатаных самолётах и выиграть у прекрасно оснащённых зарубежных команд.
- "АиФ-Петербург": Вы - автор нескольких сложнейших фигур высшего пилотажа...
- Я придумывал новые фигуры, как это ни странно звучит, совершая ошибки. Оттачиваешь какой-нибудь сложный трюк, доводишь движения до автоматизма… И, бывало, сделаешь помарку, чудом выкрутишь самолёт, приземлишься. А когда нервы поуспокоятся, начинаешь анализировать, как действовал. И понимаешь, что из этого можно сделать интересный элемент.
Годен к полётам
- "АиФ-Петербург": Знаю, что вы в небе - буквально с самого детства. И это несмотря на то, что по состоянию здоровья вам могли отказать в профессии лётчика…
- Когда был пацаном, дружил с сыном знаменитого лётчика, Героя СССР Северьяна Петровича Тимофеева. Кроме того, мой отец мечтал стать пилотом, но помешала война. Эти люди и определили моё будущее. В 11 лет впервые поднялся в воздух. Отец сделал подарок, купив билет на Ли-2, который катал ленинградцев. И нам с другом посчастливилось совершить этот полёт в кабине пилотов! Счастью нашему не было предела.
Но один случай чуть не поставил крест на моём будущем. От рождения у меня врождённый астигматизм, который никогда не мешал мне летать. А в 60-е для лётчиков существовали жесточайшие нормы по здоровью. На первый медосмотр пришёл, наизусть зная таблицу для проверки зрения. И у кабинета специалиста по зрению мне стало дурно. На двери висела табличка «Главный окулист ВВС». Понял - обдурить такого профессионала мне не удастся. Захожу. Сидит полковник, говорит - закрой левый глаз и читай. Смотрю, а табличка-то там другая, не та, что висит обычно в кабинетах окулистов. Думаю: а закрою-ка я правый... Прочитал без запинки, а врач просит другой глаз закрыть.
Я всё тот же, правый, закрываю и снова читаю. Доктор улыбается: «Ну что, сынок, летать хочешь?» «Хочу», - отвечаю, а сам чуть не рыдаю. «Ну, летай!» И крупными буквами в медкарте выводит: «ГОДЕН. Главный окулист ВВС». Понял специалист, что с таким дефектом можно летать. А был бы врач другого уровня - забраковал бы меня. Ходил бы я сейчас по земле...
АиФ-досье
Виктор Смолин. Родился в городе Тосно Ленинградской области.
Окончил Ленинградский институт авиаприборостроения, Академию гражданской авиации.
Абсолютный чемпион Европы 1981 года.
Абсолютный чемпион мира 1982 года.
С 1995 года главный тренер сборной России по высшему пилотажу.
Обладатель более 130 медалей различного достоинства чемпионатов СССР, мира и Европы.
Заслуженный мастер спорта СССР, Российской Федерации, вице-президент Федерации самолётного спорта России.