В минувшее воскресенье около семи утра в Колпино сразу 12 тысяч человек остались без отопления и горячей воды. Холодными стали батареи в 658 домах, детских садах, школах, поликлиниках. Хорошо, что в воскресенье большинство учреждений не работали.
Ледниковый период
Надо отдать должное администрации района, энергетикам, сотрудникам ГУ МЧС. На место прорыва оперативно прибыли ремонтные бригады, был создан штаб, куда вошли представители всех экстренных служб, открыты пункты обогрева. Выделили резервные линии, и в ряде зданий пусть с пониженной температурой, но удалось сохранить остатки тепла. А уже 6 февраля батареи в большинстве многоэтажек вновь «задышали», как следует.
Главная причина таких аварий, ставших для Петербурга в холодное время обычными, - плохое качество тепломагистралей. Вот короткая хроника только последнего времени.
Две недели назад мёрзли жители Купчино, там аварию устраняли пять дней на одном и том же участке теплотрассы. Без тепла оставалось 28 зданий, в том числе четыре детских сада и две школы. Кстати, энергетики пообещали, что на Фрунзенской линии проведут полный перерасчёт с управляющими компаниями за тепло в домах, которые попали в лавину дефектов. «Никакие спекуляции или ошибки здесь недопустимы», - подчеркнул вице-губернатор Сергей Козырев.
В Центральном районе в гимназии № 166 тепла не было двое суток, в итоге замёрзли стояки. Школьники сидели на занятиях в верхней одежде, но уроки не отменили.
3 февраля дала сбой теплотрасса в Пушкине, 53 жилых дома и 3 школы стали заложниками прохудившейся трубы в 500 мм, кстати, по нормативам, её надо отремонтировать за 20 часов. А ведь морозы, как утверждают метеорологи, продержатся до конца февраля.
Рентген для трубы
Кто виноват, и что делать? На этот вопрос вице-губернатор Сергей Козырев, отвечающий за подготовку города к зиме, ответил, что «виновные остались в 90-х годах». Отчасти это правда.
В Петербурге свыше 6 тыс. км тепловых сетей, и 15 лет их почти не чинили, - прокомментировали ситуацию в Комитете по энергетике и инженерному обеспечению. 75% привели в порядок за последние пять лет. Финансирование на эти цели из городского бюджета увеличилось в 20 раз. В Петроградском, Курортном, Петродворцовом районах уже работают новейшие системы, вскоре такие же установят в Центральном, Адмиралтейском и Кронштадтском. Что касается труб, старые меняют на современные - они изготовлены из пластика и рассчитаны на 50 лет. На наиболее сложных участках кладут даже «нержавейку». Специалисты говорят, что эффект от продвинутых технологий ощутимый - на новых участках потери тепла всего 1,5%, существенно уменьшились и дефекты, легче обслуживание.
Зарубежный опыт наши руководители штудируют с особым вниманием. Вот и недавно представительная команда во главе с Георгием Полтавченко побывала в Хельсинки. И хотя на этот раз изучали уборку улиц, может, стоит поинтересоваться и секретом прокладки тепломагистралей, которые в той же соседней Финляндии исправно служат десятилетиями?
Ведь у нас, кажется, всё имеется - деньги, оборудование. Сегодня на службе у коммунальщиков - уникальная техника. Есть, например, приборы, способные, как рентгеном, просветить огромную трубу и выявить слабые участки. Зафиксировав неполадки, можно упредить аварии. Замеры уже проводятся, составляется и карта взрывоопасных точек. Однако слабых мест слишком много.
Вот и пока готовился материал, в Колпино снова рвануло, теперь уже на пересечении бульвара Трудящихся, 29, и улицы Веры Слуцкой. Ещё 52 здания попали в зону отчуждения.