Можно ли найти счастье в чужой стране и как выжить в собственной - накануне Дня России «АиФ-Петербург» рассказал Владимир Козловский, профессор, заведующий кафедрой социологии культуры и коммуникации факультета социологии СПбГУ.
Тоска по Родине
- АиФ-Петербург: Если верить соцопросам, около 70% россиян считают себя патриотами. Причём больше всего чувство гордости за страну распирает жителей Санкт-Петербурга и Москвы. А главным поводом для этого они находят историческое прошлое (47%). Выходит, чем дальше от столиц и памятных для истории мест, тем меньше любовь к Родине?
- Чем дальше от столиц - тем беднее жизнь, а значит, меньше удовлетворённость своим положением и ситуацией в стране. Картина в российской глубинке практически везде одна: работы нет, чтобы прокормиться, люди вкалывают на огородах и выращивают скотину. Психологически такая жизнь приносит мало удовольствия. В этом отношении жители Москвы и Санкт-Петербурга находятся в более выгодной ситуации. Но! Несмотря на относительное материальное благополучие, градус недовольства среди столичных жителей выше. Так как их ожидания и аппетиты растут гораздо быстрее, чем возможности их удовлетворить. Именно поэтому петербуржцы и москвичи чаще остальных жителей России мечтают уехать за границу.
- АиФ-Петербург: Так и сами чиновники это советуют. Ещё бывший вице-премьер Альфред Кох написал в своей книге: «Государство нае...ло граждан! Но оно, во всяком случае, никому не запрещает в любой момент сесть в самолёт и улететь в Париж!»…
- Реалисты этому совету вряд ли последуют. Давайте смотреть на вещи трезво. Поездка в Европу по путёвке, «глянец», открывающийся из отелей и туристических автобусов, ничего общего с буднями не имеют. Чтобы достичь уровня жизни среднестатистического европейца в Германии, Франции, Бельгии, нужно работать так, как он. Иметь соответствующее образование, квалификацию и знание языка.
Без этого можно рассчитывать на малооплачиваемую работу. И, к сожалению, большинство русских эмигрантов в Европе оказываются в положении таджиков или узбеков в России. Не зная языка, они трудятся в качестве уборщиков помещений, сиделок и практически находятся в изоляции от общества. У многих начинается тоска по Родине. Не зря говорят, что лучший патриот - это русский эмигрант.
В то время как те же жители Средней Азии приезжают в Россию за стабильностью, которой у них на родине нет. Они хотят здесь работать, учить русский язык - их многое устраивает. Кроме того, из-за кризиса в Европе к нам на должности топ-менеджеров и менеджеров среднего звена потянулись и сами европейцы. Вот и получается: мы едем к ним «подметать улицы», а они к нам - руководить предприятиями.
Однако, увы, в России сильна и внутренняя миграция. Молодые жители села Пузево Воронежской области, где мы недавно проводили исследование, мечтают перебраться в Воронеж. В то время как обитатели самого Воронежа грезят о Санкт-Петербурге и Москве. Более или менее доходная и комфортная жизнь у нас сосредоточилась в двух городах - чего быть не должно.
Патриотическое свинство
- АиФ-Петербург: В итоге всё упирается в политическую и экономическую систему России, главная задача которой сегодня - перекачивание нефти и газа из Сибири в Европу. С оседанием прибыли в определённых карманах. Тут уж не до жителей Пузева…
- Безусловно, распределение материальных благ, полученных от продажи природных ресурсов России, сейчас несправедливо. И это порождает вопиющее неравенство в доходах населения. Между тем как главная задача государства - в создании нормальных социальных, правовых и политических институтов в стране. Именно они способны обеспечить населению равный доступ ко всем ресурсам и возможностям - от беспристрастного суда до квалифицированной медицинской помощи. Однако не стоит рассчитывать только на государство. Эта укоренившаяся в русском человеке надежда на отца-благодетеля идёт нам только во вред. Нужно работать самим, менять жизнь собственными руками. А в России, кстати, одна из самых низких производительностей труда среди развитых стран.
Приведу пример из жизни. Была у меня недавно командировка в Волгоград, и по дороге из аэропорта мы разговорились с таксистом. Он жаловался на жизнь, на нереализованные амбиции и необходимость «валить из страны». На обратном пути попался другой таксист, который готов решать проблемы сам, взять индивидуальный патент, организовать свой маленький бизнес и обеспечить достойную жизнь семье. Так вот задача государства - не ставить палки в колёса тем, кто хочет и может самостоятельно стоять на ногах.
- АиФ-Петербург: Это из серии про то, как многие ругают грязные российские подъезды, но продолжают в них гадить…
- Это некое патриотическое «свинство». Выкинуть из машины окурок, огрызок, банку пива и при этом размахивать из окна российским флагом в честь победы страны на футбольном матче. Изменить ситуацию можно только правильным воспитанием молодого поколения. Чего, кстати, удалось добиться Белоруссии. Там мусорить на улицах не принято. И дело здесь не только в репрессивных мерах - на каждом углу ведь полицейского не поставишь…
Синдром показухи
- АиФ-Петербург: Однако даже представители, казалось бы, адекватной молодёжи иногда неприятно удивляют. Сейчас все обсуждают поступок создателя сайта «ВКонтакте» Павла Дурова, который на День города выкидывал пятитысячные купюры из окна своего офиса на Невском и смотрел, как толпа за них дерётся…
- Российская культура поведения, в отличие от европейской, более демонстративна. У нас принято выставлять напоказ как убожество, пьянство, нищету, так и богатство. Такой «синдром показухи».
А деньги из окон в России богачи кидали ещё в царские времена. И если бы Павел вышел и просто раздал купюры нуждающимся - это было бы не так весело.
- АиФ-Петербург: В последнее время часто поднимается тема об образе России на Западе. Ростуризм даже заказал специальное исследование на этот счёт. Оно показало - страна до сих пор ассоциируется у иностранцев с медведями, водкой и матрёшками. Но мы ведь за 20 лет изменились. Почему мир этого не заметил?
- Для более продвинутых иностранцев Россия - это страна не только матрёшек, но нефти, газа и сидящего в тюрьме Ходорковского. Изменить стереотипы в отношении государства можно, только активно продвигая его новый образ за границей. Это вопрос исключительно пропаганды. К слову, иногда стереотипы работают стране на благо. Например, Париж у иностранцев ассоциируется с Эйфелевой башней, запахом свежей выпечки, романтикой. Но когда они приезжают на место, то видят мигрантов, наводнивших парижские улочки, мусор и много других неромантичных вещей.
У нас, напротив, туристы приезжают в ожидании худшего, а уезжают, покорённые Россией навсегда.