Началось всё пять лет назад. В Сети он натолкнулся на «пост», где просили отвезти в больницу ребёнка.
- У меня был внедорожник, и я отвёз мальчика и его родителей, - рассказывает Виталий. - А в хосписе оставил телефон: если надо - обращайтесь. Позвонили довольно быстро, потом второй, третий раз.
Из философов - в спасатели
Теперь кажется, что это произошло неслучайно. Ведь Виталий однажды уже сделал крутой поворот в своей жизни. Получив диплом философского факультета, он закончил специальные курсы и стал… профессиональным спасателем.
- Я и раньше всегда останавливался, если видел, что произошло ДТП, - рассказывает волонтёр. - Спрашивал, чем помочь. По себе знаю: иногда человека достаточно успокоить, подсказать, что делать, и можно избежать многих ошибок, которые делают в шоковом состоянии.
Так что к работе волонтёра внутренне он был готов, а потребность в таких услугах постоянно росла. Ведь существует целый ряд причин, по которым детям с онкологическими заболеваниями нельзя ездить в общественном транспорте. После химиотерапии и жёстких лекарств их организм очень ослаблен, практически лишён иммунитета, а значит, может «прицепиться» любая инфекция. Не могут на дальние расстояния самостоятельно передвигаться и дети с церебральным параличом, тяжёлыми нервными поражениями. У них есть коляски, но много ли вы видели «колясочников» в наших автобусах и троллейбусах?
В Петербурге, правда, работает социальное такси, однако там тоже существует целый ряд ограничений. Нужна регистрация в городе, подтверждение инвалидности. Да и везут такие «шашечки» только по определённому маршруту, например, в больницу или поликлинику. А если ребёнку хочется на праздник? Для детей, годами находящихся под капельницей в стационарах, а затем дома в четырёх стенах, такая поездка часто значит больше, чем уколы и таблетки. Вот только никакими инструкциями радость и ощущение полноты жизни не предусмотрены.
Проблемы других как свои?
- Были и совсем нестандартные ситуации, - рассказывает спасатель. - Как-то зимой попросили отвезти шестилетнего Владика в Свято-Троицкий монастырь Александра Свирского. А это 300 километров, плохая дорога, мороз. Мальчику предстояла тяжёлая операция, и родители решили попросить заступничества у высших сил. По преданию мощи этого святого исцеляют и творят чудеса. Конечно, отвёз. Ведь случись что - никогда себе не простил бы, что не использовал все возможности до конца. Да и больной человек уже с другим психологическим настроем готовится к испытаниям. Рад, что у Влада всё прошло успешно, сейчас парнишка проходит лечение и реабилитацию.
Постепенно просьб стало так много, что один Виталий уже не справлялся, а отказывать сотрудникам хосписа, родителям больных малышей, по его словам, не хотелось. Детей надо было возить на процедуры, консультации. Приходилось бывать и на похоронах… Как помочь всем? И тогда Виталий через Интернет обратился к таким же автомобилистам. Его услышали.
- Пишу: ребята, надо поехать по такому-то адресу, - скупо рассказывает о налаженной схеме Виталий. - Далее смотрим, у кого совпадает маршрут, есть свободное время.
В итоге всегда кто-то откликается.
Сегодня в автосообществе, готовом прийти на выручку, около 10 тысяч человек. Правда, согласны активно действовать 200-300. Сформировался и костяк, ядро - человек 10, которые ездят чаще других.
- Бывает и так, что поехать с больным нет никакой возможности, - продолжает Виталий. - Тогда говорим: берите такси, а мы вам всё оплатим. Потому что у родителей за время болезни ребёнка уходят все деньги подчистую. Матери вынуждены увольняться с работы, чтобы год или два быть в больнице рядом с сыном или дочкой. Откуда же у них тысяча-другая на такси?
Зачем молодому успешному мужчине и его единомышленникам все эти хлопоты, проблемы других, совершенно незнакомых людей?
- Это часть моей жизни, - просто отвечает Виталий. - Если могу, всегда помогу.
Мы не успели закончить разговор, как раздался новый звонок. В детском хосписе снова кому-то требовалась помощь. «Уже еду»,- ответил мужчина и быстро направился к машине.