Примерное время чтения: 4 минуты
1307

В Европе вводят бесплатный проезд, а в России повышают цены на билеты

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. Аргументы и факты - Петербург 14/11/2012
Фото: АИФ

В это же время города Европы и США, напротив, переходят на бесплатную систему общественного транспорта и считают это выгодным. Так, с 1 января 2013 года жителям Таллинна за проезд не придётся платить ни цента. Возможно ли такое в России?

Парки вместо парковок

Идею отменить плату за проезд Европа начала обсуждать ещё в середине 90-х. Одним из первопроходцев стал бельгийский город Хасселт, где в июле 1997 года общественный транспорт стал бесплатным для всех. И уже в первый день число пассажиров увеличилось почти в девять раз!

- За эти 15 лет нам удалось полностью поменять отношение людей к общественному транспорту. Он стал популярным среди всех слоёв населения, - говорит Марк Верайчтерт, представитель администрации Хасселта. - Около 16% жителей города пересели в автобусы с личных автомобилей и 12% с велосипедов.

И если в 1997 году мы перевезли 1,5 миллиона пассажиров, то за прошедшие месяцы 2012-го - 4,3 млн. Увеличение пассажиропотока стало выгодным для города - исчезли пробки, улучшилась экологическая ситуация, отпала необходимость строительства новых парковок и содержания старых. Их число мы сократили в несколько раз и вместо них обустроили пешеходные зоны, засадили аллеи деревьев. При этом бюджетные затраты на проект составили всего 2%.

Вслед за бельгийцами плату за общественный транспорт отменили сразу несколько городов Германии, Франции и Швеции.

С авто в автобус

Сделать проезд бесплатным решила и наша соседка - Эстония. Уже 1 января 2013 года Таллинн станет первой европейской столицей, отменившей плату за проезд в общественном транспорте для местных жителей (им будут выдавать специальные карты). Идея принадлежит мэрии во главе с Эдгаром Сависааром, а 75,5% таллиннцев её одобрили во время весеннего референдума. В первую очередь, эта мера должна поддержать горожан в разгар финансового кризиса. Ведь билет на автобус или троллейбус в эстонской столице не из дешёвых - 1 евро в киоске (около 40 рублей) и 1,6 евро у водителя (65 руб.).

По подсчётам администрации, теперь среднестатистическая таллиннская семья из четырёх человек сможет сберечь до 600 евро в год. Помимо этого, чиновники рассчитывают уменьшить число личных авто на дорогах, пересадив их владельцев на автобусы. Уже сейчас Таллинн задыхается в пробках, а средняя скорость машин в час пик составляет 2 км/ч. С парковками дела обстоят не лучше, чем в Санкт-Петербурге. Мест для их обустройства не хватает.

- В том случае, если транспорт станет не только бесплатным, но мобильным и комфортабельным, водители согласятся променять свои автомобили на автобусы, - считает доктор наук Даго Антов из Таллиннского технического университета.

- Именно поэтому мы модернизируем всю городскую транспортную сеть.

Подстегнут водителей и цены за парковочные места, которые планируется значительно увеличить.

В центр - без билета

Однако возможна ли отмена платы за проезд в городах-миллионниках? Например, в Санкт-Петербурге, который в год перевозит более 1,5 миллиарда пассажиров на общественном транспорте.

- Конечно, полностью отменить плату за проезд в таком мегаполисе невозможно, - считает Марк Верайчтерт. - Однако подобный проект можно реализовать частично. К примеру, сделав проезд бесплатным на маршрутах к центру города и ограничив туда доступ для личных автомобилей. Это могло бы разгрузить центральную часть.

По данным ГИБДД Петербурга, в городе официально числится более 1,6 миллиона авто. При этом парковочных мест - 676 тысяч, включая гаражи. Городские дороги, спроектированные ещё во времена СССР, также не рассчитаны на такой поток машин.

И если к бесплатному проезду в общественном транспорте мы придём ещё нескоро, то въезд в центр Северной столицы могут ограничить уже в ближайшее годы.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах