Примерное время чтения: 4 минуты
811

Большие проблемы малой авиации. Частные самолеты – опасное развлечение?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Аргументы и факты - Петербург 27/01/2021

Случившаяся в начале года в небе над Ленобластью авиакатастрофа заставила вновь поднять вопрос о том, как регулируется в стране безопасность полетов на легкомоторных самолетах.

Невидимая зона «G»

Трагедия произошла 8 января в Ломоносовском районе. Над аэродромом в Гостилицах столкнулись два легких воздушных судна, три человека погибли. Сейчас в деле разбирается Следственный комитет.

В целом же по стране показатели по аварийности в малой авиации не самые радостные. Согласно отчету Межгосударственного авиационного комитета, только в 2019 году с легкими и сверхлегкими воздушными судами случилось 11 происшествий (6 человек погибли). В 2018 году в 11 авариях оборвалась жизнь 23 человек. Все эти ЧП объединены рядом особенностей: отсутствием сертификата летной годности или свидетельства пилота. Также нередко выяснялось, что сидящий за штурвалом не побрезговал стаканчиком горячительного.

Небольшое воздушное судно в наши дни может купить любой. После регистрации права собственности Росавиация должна убедиться, что это технически исправный самолет. Для этого необходимо подтверждение, что на нем выполнен весь комплекс регламентных работ по поддержанию летной годности. Ну а после получения сертификата следует обзавестись свидетельством пилота - то есть обучиться мастерству летчика и налетать необходимое количество часов.

Еще одна проблема - специфика полетов таких судов. Воздушное пространство страны делится на несколько зон. Зона «G», высота полета в которой 100-200 м, - самая нижняя, и именно здесь обитают легкие самолеты. Они перемещаются по воздуху без применения приборов для ночных полетов, а их из-за небольшой высоты не видит ни один радар.

«Законопослушные люди, собираясь лететь, информируют об этом соответствующие органы: называют пункты вылета и назначения, цель путешествия, планируемую высоту, - поясняет исполнительный директор Общества независимых расследований авиационных происшествий Валерий Постников. - Но так делают далеко не все. Именно поэтому в воздухе до сих пор немало неучтенных судов, они даже регистрационного номера не имеют, а это грубейшее нарушение - как авто без госномеров».

Эксперты уверены - нарушителей надо ловить на земле. Например, вменить в обязанности участковых уполномоченных проверку документов у владельцев летательных аппаратов.

15 часов - и ты пилот?

Многие авиаторы стремятся монетизировать свое хобби. Однако по российским федеральным авиационным правилам частный пилот не может оказывать услуги за деньги.

«Для того чтобы стать летчиком-любителем, необходимо налетать 42 часа, - говорит заслуженный пилот России Вадим Базыкин. - Это очень мало. А ведь некоторые школы, экономя бензин, выдавали свидетельства людям с реальной практикой не более 15 часов. При этом мало даже 150! Я бы позволил маленьким самолетикам заниматься коммерцией, но лишь в том случае, если за штурвалом - летчик из гражданской авиации или переученный на гражданскую военный. Для любителей вход в бизнес-нишу я бы ограничил высоким налетом часов и дополнительными профессиональными курсами».

Кстати, подобное образование получить непросто: до начала прошлого года в стране были закрыты все учебные организации, выдававшие лицензии (исключением стал Университет гражданской авиации Ульяновского училища и его филиалы. - Ред.). И только сейчас нескольким центрам позволили готовить пилотов-любителей.

«В Петербурге не хватило пары месяцев до рождения закона об использовании легкомоторной авиации в коммерческих целях, - продолжает В. Базыкин. - Однако после аварии в Гостилицах вопрос отложен. Что касается контроля за соблюдением норм, необходимо создать отдельное ведомство из профессионалов, которые бы грамотно перенимали зарубежный опыт и адаптировали его в нашей стране».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах