Примерное время чтения: 12 минут
4133

Чудеса Александра Невского. Как прославленный полководец стал святым

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. Аргументы и факты - Петербург 01/12/2021 Сюжет 800-летие со дня рождения князя Александра Невского
Скончался Александр Невский в 42 года, что для Средневековья достойный возраст, мало кто из князей доживал до 45-50 лет. (Генрих Семирадский. Кончина Александра Невского. 1876. Фрагмент).
Скончался Александр Невский в 42 года, что для Средневековья достойный возраст, мало кто из князей доживал до 45-50 лет. (Генрих Семирадский. Кончина Александра Невского. 1876. Фрагмент). Commons.wikimedia.org

О том, как князь сначала стал святым в глазах народа, а затем и церкви, о чудесах, которые происходили после его смерти, «АиФ-Петербург» рассказал доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена Роман Соколов.

Смерть. От чего скончался князь?

«Смерть Александра Невского до сих пор вызывает многочисленные вопросы. Возвращаясь из очередной поездки в Орду, где он провел целый год, великий князь «занемог» и скончался 14 ноября 1263 года в расположенном на Волге городе Городец. Однако причина смерти до сих пор неизвестна. Существующая теория, согласно которой он был отравлен, не имеет никаких подтверждений. И в частности, упоминаний в летописях. В то время как отравление отца Александра Невского Ярослава Всеволодовича в Каракоруме (столица Монгольской империи) 30 сентября 1246 года зафиксировано как в русских, так и в иностранных источниках. Летописи сообщают и о казнях князей в Орде – так погибли Михаил Тверской и Михаил Черниговский (современник Александра Ярославича). Причем такая смерть почиталась как мученическая. Но про самого Александра подобных записей нет. Скончался он в 42 года, что для современного человека еще молодой возраст, но в Средневековье были совершенно другие бытовые реалии, мало кто из князей доживал до 45-50 лет. При полном отсутствии медицины, например, даже небольшое нагноение раны могло привести к заражению крови и смерти. А как мы знаем, у Александра Невского за плечами были многочисленные войны, походы, тысячекилометровые переезды – все это отнимало силы и здоровье.

Многие задаются вопросом, почему сейчас нельзя вскрыть раку с мощами, провести анализ с помощью современных технологий и выяснить причину смерти князя. Здесь стоит помнить, что останки князя неоднократно горели и имеют очень ветхое состояние – это было подтверждено во время вскрытий 1917-го и 1922 года. Более того, в советское время мощи хранились в фондах Музея истории религии, организованного в Казанском соборе, в том числе во время блокады, что также не способствовало их сохранности. В настоящее время мощи принадлежат церкви и находятся в Троицком соборе Александро-Невской лавры.

С точки зрения канонов православия, физическое состояние останков святого особого значения не имеет. Однако для верующих это – святыня, выдавать которую «на проверку» с каждым новым появлением технологий церковь резонно не соглашается. Учитывая, что в 1922 году духовенство вообще никто не спрашивал, мощи вероломно изъяли и вернули лишь в 1989 году, обставив это как великую милость. С другой стороны, я не слышал, чтобы кто-то из ученых предложил сделать такой анализ».

Погребение. Первое чудо

«Вернемся в Городец. Великий князь умер не мгновенно, непродолжительное время он болел и успел перед смертью принять иноческую схиму. Скончался он уже монахом.

23 ноября 1263 года его тело доставили во Владимир, где князь был погребен в Рождественском соборе Рождественского монастыря. «Закатилось солнце земли Суздальской», – сказал тогда митрополит Киевский и всея Руси Кирилл. Впоследствии «земля Суздальская», была «преобразована» в «землю Русскую», в таком виде фраза дошла до нашего времени. Никакого противоречия тут нет, с географической точки зрения земля Суздальская – это вся северо-восточная Русь, ставшая центром единой русской государственности.

Стоит обратить внимание и на место похорон князя. До него все великие владимирские князья были погребены в Успенском кафедральном соборе. Принявший иноческий постриг Александр Невский – единственный великий князь, который был упокоен в Рождественском монастыре. В значительной мере этому содействовал и митрополит Кирилл, который полностью поддерживал государственную политику Александра Невского (непротивление силой Орде и противостояние католической экспансии) и в 1256 году даже участвовал с князем в одном из походов, дойдя до Копорья (сейчас территория Ленинградской области). Ценил митрополит не только политические заслуги князя, но и его праведный образ жизни в бытовом аспекте. С неправедником он бы просто не мог связать свое авторитетное имя. Своим присутствием на церемонии прощания Кирилл, наряду с епископами, также способствовал повышению ее статуса. Тем самым сделав первые шаги на пути к канонизации князя.

Во время похорон Александра Невского произошло чудо, свидетелем которого стал сам митрополит Кирилл и эконом Севастьян. Заключалось оно в том, что покойный князь протянул руку и принял от митрополита разрешительную грамоту, содержавшую молитву об отпущении грехов.

«Бысть же тогда чюдо дивно и памяти достойно. Егда убо положено бысть святое тѣло его в раку, тогда Савастиян иконом и Кирил митрополит хотеста розъяти ему руку, да вложита ему грамоту душевную. Он же сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита. И прият же я ужасть, и едва отступиша от ракы его». («Повесть о житии Александра Невского»).

Александра Ярославича погребли, и вскоре было составлено его Житие. Есть два мнения, когда это произошло: сразу после кончины либо в начале 1280-х. Вторая дата является наиболее вероятной».

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Канонизация. Общерусский святой

«Евгений Голубинский (1834–1912 гг.), историк русской церкви, профессор Московской духовной академии выделил три основных этапа классической канонизации: местное почитание на уровне храма или монастыря, прославление на уровне епархии и, наконец, прославление на уровне Русской Церкви. Относительно князя Александра все три этапа прослеживаются без труда. Местным святым его почитали сразу после погребения, чему способствовала легендарная слава князя как полководца и дипломата. Еще больше этому содействовало составление Жития, содержащего рассказы о военных победах князя и его добродетельной жизни.

Второй этап почитания связан с Куликовской битвой и еще одним чудом, описанном в более поздней редакции Жития. Согласно записи, пономарь Рождественского собора увидел, как из алтаря вышли два старца (Борис и Глеб), подошли к погребению князя Александра и стали обращаться к нему с призывами поспешить на помощь к «сроднику» – князю Дмитрию. Исход битвы между русским войском во главе с великим князем Дмитрием Ивановичем (позднее прозванным Донским) и войском Мамая, правителя части Золотой Орды, действительно предопределен не был. И победу русских в сражении современники во многом приписывали заступничеству высших сил, в том числе великого князя Александра. Тогда по инициативе митрополита Киприана мощи князя были извлечены из-под спуда, и оказалось, что они находятся в нетленном состоянии. К мощам стали стекаться верующие, начали происходить новые чудеса, прежде всего связанные с исцелением больных, а князь был прославлен на уровне епархии.

Последний этап, приведший к канонизации Александра Невского, связан с именем Ивана Грозного, который 25 января 1547 года возложил на себя царский венец. Для того чтобы утвердить право на царство, Ивану Грозному и его приближенным пришлось серьезно потрудиться. Самым важным аргументом здесь стал высокий статус династии первого русского царя. А Александр Невский являлся одним из прямых предков Ивана Васильевича. Князь Александр был канонизирован Русской Православной Церковью при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. С этого времени он считается общерусским святым».

Фото: АиФ/ Вероника Такмовцева

Уникальный случай

«С течением времени почитание святого князя только увеличивалось. В XVII веке была построена надвратная церковь Александра Невского во владимирском Рождественском монастыре, проводились крестные ходы. Но, безусловно, расцвет почитания Александра Невского как святого пришелся на Петровскую эпоху и связан с переносом его мощей из Владимира в Санкт-Петербург в 1723-1724 годах (подробнее читайте в «АиФ-Петербург» № 12 «Тайна мощей Александра Невского», а также в № 32 «900 километров с ковчегом на руках»).

Канонизацию Александра Невского можно назвать уникальным случаем в русской истории, так как, исходя из классических канонов, особых заслуг перед церковью у него не было. Его кончина не была мученической – его не отравили, не разрубили на куски в Орде (Роман Олегович Рязанский в 1270 году был убит именно таким страшным образом), он не погиб в сражении (как дядя Александра, великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, павший в битве с одним из отрядов Батыя в 1238 году), его не убили предательским образом (как Бориса и Глеба). Он не был миссионером, и нет данных, чтобы его деятельность привела к введению христианства на новых землях, за что был причислен к лику святых князь Владимир Святославич. Более того, Александр Невский как князь должен был воевать и принимать политические решения и, по сути, выполнял свою работу. Тем не менее труды и праведная жизнь сделали его святым защитником и небесным покровителем сначала в глазах народа, а затем и Церкви.

Признаюсь, что и в моей судьбе он сыграл значительную роль. Начало моей биографии после школы никак не предполагало сегодняшнего статуса доктора наук. Десять лет я проработал монтером путей, шесть из которых по вечерам ходил на занятия в Петербургский университет. Сферой моих интересов тогда стал Александр Невский. Я молился святому, чтобы дал мне сил выучиться и встать на ноги. Это стало моим личным чудом».

Справка

Александр Невский оставил четырех сыновей. Старший – Василий – был в 1255 г. отстранен отцом от политических дел за противодействие ордынской переписи в Новгороде, и его имя исчезло со страниц летописей. Два других – Дмитрий Переяславский и Андрей Городецкий – по смерти отца в разные годы занимали великокняжеский стол во Владимире и много воевали друг с другом. Младший, Даниил, стал основателем славной Московской династии, но сам великим князем никогда не был.

Кстати

Сегодня святого князя Александра почитают не только в России, но и за ее пределами. В Париже, Софии, Копенгагене, Таллине, Тампере силами русских дипломатов были построены церкви и соборы в память о благоверном князе. А вот Александро-Невский собор в Варшаве был снесен в 1924–1926 годах как символ царизма и угнетения польского народа.

Это интересно: когда Александр стал «Невским»?

Прозвище «Невский», отсылающее к его победе на реке Неве 15 июля 1240 года, великий князь получил только в начале XV в. До этого его называли «Храбрый».

К Хану на поклон

С 1242 года русские князья были обязаны ездить на поклон к ордынским ханам и получать ярлык на княжение. Многие во время этих приездов были казнены, отравлены или просто скончались от стресса.

По данным историка, автора книги «Татары и Русь» Вильяма Похлебкина, всего за 188 лет (с 1242-го по 1430-й) русские князья 70 раз приезжали в Орду. При этом князья придерживались различной ордынской политики. Если, например, Андрей Ярославич, ставший великим князем Владимирским в 1249-1252 гг., считал, что необходимо готовиться к освобождению от монголо-татарского ига в тесном союзе с Западом и католической церковью, то сменивший его брат Александр Ярославич (1252-1263 гг.) придерживался противоположной позиции. Александр Невский считал нереальной борьбу с Ордой и особенно отрицательно относился к идее отказа от идеологической независимости Руси, т. е. от православия. В этом он находил полное понимание и поддержку Церкви.

Известно, что великий князь побывал в Орде в 1252-м, 1256-м, 1257-м, 1263 году. На поездку приходилось тратить немало времени: около двух месяцев уходило на дорогу и как минимум еще один месяц нужно было пребывать в ханской ставке. Многие князья оттуда просто не вернулись.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах