Примерное время чтения: 7 минут
2203

«Чипсы» для мозга. Как бедный язык порождает скудное мышление

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. Аргументы и факты - Петербург 18/03/2015
Татьяна ШВЕЦОВА / АиФ-Петербург

О том, что происходит с русским языком, рассуждает Татьяна Черниговская, психолингвист, профессор СПбГУ, доктор филологических наук. 

Гении современности

АиФ-Петербург: - Этот год в России объявлен Годом литературы. Однако лингвисты всё чаще отмечают, что в стране налицо оскудение языка и речи. Мы деградируем?

- Всё зависит от того, о ком идёт речь. Если мы говорим об интеллектуальной элите, то она осталась прежней. А среднестатистические обыватели никогда шумерскую поэзию и не читали. Поэтому студенты, которые учатся у меня, - абсолютно блестящие. И никакой деградации я не вижу. Но это не значит, что её нет в соседней комнате. Пожалуй, произошло серьёзное разделение по полюсам. Ухудшился и некий средний уровень. Причина - значительные проблемы в системе образования. Раньше любой двоечник знал множество классических стихов. Обязан был знать. А сегодня и достаточно образованный молодой человек может сказать, что Лермонтова застрелил Дантес.

С другой стороны, в наши дни средний IQ (уровень интеллекта) растёт. Но IQ - очень ненадёжный показатель. Он демонстрирует только один из типов ума. Если бы мы проверили с помощью этого теста гениальных людей - Пушкина, Моцарта или Шекспира, то они получили бы низкие баллы. Что не отменяет их гениальности. 

АиФ-Петербург: - Кстати, бытует и такое мнение - мол, среди современников больше нет гениальных поэтов, писателей, композиторов…

- Так говорят люди, которые плохо учились и очень мало знают. Шнитке - гений, Бродский - гений… Примеров тысячи. Чтобы делать подобные заявления, надо провести огромные исследования по всей планете. Кто это делал? Никто, но почему-то многие считают себя вправе делать выводы. Это вообще проблема современного общества - люди говорят о том, о чём не имеют ни малейшего представления. Причём судят весьма категорично. Это, в том числе, и «заслуга» технического прогресса. В Интернете легко оставаться анонимным, а значит, что хочешь, то и говори, без ограничений и стеснения. Можно писать любые ругательства, любого облить грязью. Безответственность и вседозволенность развращают. Во времена Пушкина и Карамзина если один человек говорил другому: «Ты - идиот», они шли стреляться. А сейчас можно спокойно оскорблять, скрываясь за никнэймом.

Дурак или манипулятор?

АиФ-Петербург: - А ведь слово может и сегодня убить без всякой дуэли…

- Слово - мощнейшее оружие. Оно не слабее удара рукой или выстрела. Одно дело сказать - присоединение Крыма, а другое - аннексия. Из-за одного слова может начаться война, поэтому нужно виртуозно владеть языком и отдавать себе отчёт в том, что ты говоришь. Сейчас же идёт сплошная манипуляция словами. Нередко их вырывают из контекста, домысливают, либо сам человек имел в виду одно, но не смог точно высказать мысль и получилось совершенно другое.

Разумеется, людей надо учить правильному восприятию, пониманию и обращению с языком, причём ещё до школы. Но здесь встаёт одно очень серьёзное препятствие - где вы возьмёте столько хороших учителей? А они должны быть действительно высокого класса. Ну а маленьким детям, считаю, должны преподавать вообще одни «звёзды». Но таких единицы, и это настоящие альтруисты, любящие детей и своё дело. Иначе какая «звезда» согласится работать за сущие копейки?

При всей моей нелюбви к советскому времени с образованием тогда было гораздо лучше. Сегодня от стандартов прошлого отказались, сильно не задумываясь о том, что будет дальше или что дать взамен. И снова проблема в безответственности, легкомысленности и крайней самоуверенности. Человек искренне считает, что знает, как устроить наше образование. Но кто он такой, чтобы делать этот выбор за всю страну? Много ли он прочёл? Сколько разных систем образования, которые формировались в мире столетиями, изучил? Увы, эти вопросы никто не задаёт таким людям. А стоило бы. 

Читать - не для хвастовства

АиФ-Петербург: - Раньше люди писали письма, а сегодня предпочитают выкладывать фотографии. Послать смайлик или картинку, конечно, проще, чем описать свои ощущения. Но не разучимся ли мы и вовсе выражать свои мысли?

- Это влияние не только Интернета, но и всеобщего ускорения. Сегодня все куда-то очень спешат, каждый старается высказаться просто и лаконично. Людям даже предлагают освоить технику скорочтения. А зачем? Если для того, чтобы прочитать всё, что публикует массмедиа, то лучше вообще не читать. А если речь идёт о серьёзных вещах, то они требуют медленного, аккуратного прочтения, концентрации, погружения. Напряжения всех сил. Разве можно читать дайджест на тему «Войны и мира» Толстого или «Преступления и наказания» Достоевского? Сложный язык отражает сложное мышление. Если он сводится к минимуму, то и удивляться скудному уму не стоит. Язык - это одно из самых мощных и важных наших приобретений. Очень печально, если он будет становиться более простым и невыразительным. Человек, который плохо говорит, и думает тоже плохо. Но, похоже, это общемировое явление. У меня вообще складывается впечатление, что человечество сошло с ума. Все куда-то бегут, спешат, торопятся. Но для чего - поскорее умереть?

АиФ-Петербург: - Кстати, недавно одна из депутатов Госдумы заявила о том, что изучать иностранные языки вредно, мол, это является угрозой «нашим традициям». Как вы относитесь к подобным идеям?

- Языки ценны своим разнообразием. И нужно понимать, что хорош не только тот, на котором ты общаешься, но и все другие. Ведь они способны выразить вещи, которые твой не может. Важно стремиться к тому, чтобы знать как можно больше языков. Это открывает новые возможности.
Вообще, заниматься самообразованием очень важно. Начните читать хорошие книги. Причём это не вопрос скорости или объёма. Человек может читать одно произведение целый год - если это, к примеру, Шекспир, и он вникает в малейшие детали. 

Главное, чтобы читал и понимал. Не ради хвастовства - вот я прочёл пять книг за неделю. Это всё наносное и никому не нужно. Человек должен достойно использовать мозг. Нельзя запихивать в свою черепную коробку информационные «чипсы». Если есть плохую пищу, то у вас будет плохой организм. Это так же верно и в отношении интеллектуальной еды. Жалко мозг. Кормить совершенную вещь такой гадостью - это безобразие!

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах