Примерное время чтения: 8 минут
885

Новые супергерои. Пандемия заставила иначе посмотреть на профессию врача

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Аргументы и факты - Петербург 02/09/2020 Сюжет Жизнь после COVID-19
Признательность простых людей не имеет границ. Стихийная Стена памяти врачам, погибшим от COVID-19, на Малой Садовой и граффити знаменитого Бэнкси в Великобритании.
Признательность простых людей не имеет границ. Стихийная Стена памяти врачам, погибшим от COVID-19, на Малой Садовой и граффити знаменитого Бэнкси в Великобритании. АиФ

Во время пандемии коронавируса престиж медицинских профессий во всем мире значительно вырос. Известный британский художник Бэнкси даже создал новую работу с куклой-медсестрой в образе супергероя.

Станет ли профессия врача более популярной? И как COVID-19 изменит медицину? Об этом «АиФ» рассказал д. м. н., профессор, декан лечебного факультета СЗГМУ им. И. И. Мечникова, главный внештатный специалист-терапевт СЗФО Игорь Бакулин.

Форс-мажор стал рутиной

Ольга Сальникова, SPB.AIF.RU: Медики сегодня занимают первую строчку в рейтинге самых престижных профессий, и свою роль здесь сыграла их героическая работа во время пандемии. Может ли COVID-19 стать для выпускников стимулом идти в медицину?

Игорь Бакулин: Во время выпускного вечера, который впервые в истории прошел онлайн, мы говорили нашим ученикам, что пандемия заставила весь мир по-другому взглянуть на профессию врача. Если раньше белый халат нередко воспринимали просто как рабочую форму, сейчас он стал символом героизма, эмпатии (осознанному сопереживанию текущему эмоциональному состоянию другого человека. - Ред.), готовности рисковать своей жизнью ради спасения больных. И это все не пустые пафосные слова. Наш вуз одним из первых перепрофилировали под лечение больных с коронавирусной инфекцией. Через университетскую клинику имени Петра Великого прошли более 1000 пациентов с COVID-19. Первые эмоции - шок, ужас от количества поступивших и неизвестности исходов - в дальнейшем сменились уверенностью и четкой работой. Форс-мажор превратился в рутину.

Пандемия стала испытанием, которое пришлось пройти нашим студентам и ординаторам. Все они сделали свой выбор добровольно - для работы в «красной зоне» было необходимо персональное согласие. Да, некоторые отказались, на что имели право. Но лично меня до сих пор не покидает чувство гордости за тех, кто согласился. Из них получатся врачи в полном смысле данного слова.

Скажется ли это на популярности профессии? В текущем году, по итогам приемной кампании, число желающих поступить в наш университет увеличилось на 20%. Однозначно сказать, что это связано с героизацией врачей во время пандемии, наверное, нельзя. Все же выпускники выбирают профессию за 1-2 года, готовятся заранее, а коронавирус на нас упал, как снег на голову, в разгар подготовки к экзаменам. Однако в ближайшие два года мы действительно можем увидеть еще большую популяризацию профессии.

- Во время пандемии медики рисковали жизнью, сражаясь за своих пациентов - вне зависимости от денежных надбавок. Означает ли это, что врач должен обладать и развитой способностью к эмпатии? Бывает ли так, что именно по личным качествам студент на хорошего врача «не тянет»?

- Вообще, эмпатия - это общечеловеческая категория, она нужна для нормального функционирования общества. Может ли человек, лишенный эмпатии, быть хорошим врачом? Скорее, нет. Но поступающие в медицинский вуз не сдают экзамены на моральные качества. С другой стороны, если студенты в силу своих личностных особенностей не способны сопереживать пациенту, разделить с ним боль и страдания, они все равно могут реализовать себя - быть полезными в науке, профилактической и фундаментальной медицине, организации здравоохранения. И, кстати, пандемия COVID-19 показала, что в чрезвычайных ситуациях организация медпомощи и профилактика не менее важны, чем правильно подобранное лечение. 

Честный и хорошо оплачиваемый

- Принято считать, что среди медицинских специальностей самые популярные - «денежные» стоматология и пластическая хирургия. Так ли это?

- О популярности специальностей можно судить по конкурсу в ординатуру. В этом году самыми востребованными стали: ортодонтия, пластическая хирургия, дерматовенерология, остеопатия и гастроэнтерология. Однако за все годы работы я не слышал ни от одного из студентов или ординаторов, что финансовая составляющая определила их выбор будущей профессии. Решая, кем быть, будущие врачи, как правило, ориентируются на перспективность специальности, научные достижения в этой области, успехи кафедры и преподавателя.

- В 1990-е, когда многие врачи остались фактически без зарплат, начались неформальные сборы с  пациентов, в некоторых клиниках стали «качать» из клиентов деньги. Насколько ситуация изменилась сейчас? Можно ли быть честным и хорошо оплачиваемым врачом?

- Можно! «Выкачивание» денег из пациентов не было допустимым ни тогда, ни сейчас. Это нарушение всех принципов врачебной этики и несовместимо с профессией врача в принципе. 

Я сам делал первые шаги как раз в начале 1990-х и встречал коллег, которым пришлось бросить работу в поисках более «денежной» специальности. Но, несмотря на тяжелые времена, лично я всегда верил, что медицину ждет прорыв, а настоящие профессионалы будут востребованы. Сейчас врач имеет все возможности профессионально расти, становиться яркой личностью, высококлассным специалистом. И ощущать себя достойно, в том числе и с финансовой стороны. Вне зависимости от формы собственности клиники, в которой работает.

Учиться плохо - невыгодно

- Сегодня часто спорят о снижении качества образования в целом, и в медицине в частности. В том числе и из-за «коммерческих мест»…

- Медицинские вузы набирают сильных выпускников школ, устанавливая высокий проходной балл по ЕГЭ. Каждое учебное заведение гарантирует качество образования вне зависимости от формы обучения. Никто не будет делать поблажек «платным» студентам. Кроме того, идет постоянный мониторинг качества преподавания, успеваемости учеников, «выживаемости знаний» (не забыл ли он пройденное). Мы видим, что средний балл студентов ежегодно растет. К слову, учиться плохо сегодня просто невыгодно. В каждом вузе для учащихся с высокой успеваемостью есть мотивационные составляющие: повышенная стипендия, перевод с коммерческой основы на бюджетную и др.

- Как пандемия может изменить медицину в будущем? Не перейдем ли мы, например, на онлайн-консультации, зарекомендовавшие себя во время режима самоизоляции?

- Телемедицина появилась задолго до пандемии, были даже разработаны мобильные приложения для дистанционных консультаций с врачом. Однако остались некоторые юридические пробелы, которые необходимо доработать. Безусловно, телемедицина будет развиваться и дальше, но при соблюдении ряда условий. Например, при наличии первичного приема и выполнении всех необходимых лабораторных тестов. Живое общение врача и пациента никакие новые компьютерные технологии заменить не смогут. Скорее всего, это будет симбиоз онлайн и офлайн медицины, разумное сочетание технологий и практики, что сделает врачебную помощь еще доступнее и эффективнее во всем мире. 

Кстати: «потребленцы» не пройдут?

В петербургских вузах отмечают также непростую приемную кампанию этого года. Сложности связаны с технической стороной - документы принимались в режиме онлайн, а у педагогов не было возможности лично пообщаться с потенциальными студентами.

Кроме того, пока неясен вопрос, как проводить практические занятия, ведь без них подготовка квалифицированного специалиста невозможна. В медвузах сейчас разрабатываются механизмы для организации прохождения практики «у постели больного» в безопасном для каждого режиме.

В Институте Центра им. Алмазова в связи с эпидемией усилили курс по противоэпидемиологической подготовке. Для студентов и ординаторов планируют проводить дополнительные занятия по ситуации с ОРВИ и гриппом.

Помимо этого, пандемия обнажила и проблемы образования. Так, по словам декана медицинского факультета СПбГУ Петра Яблонского, важно предъявлять жесткие требования не только к знаниям врача, но и его моральным качествам.

«Мы всерьез задумываемся над тем, чтобы для тестирования будущих абитуриентов привлечь психолога, - говорит он. - Делать это с 17-18-летними учащимися, наверное, преждевременно, но важно создать условия для нравственного воспитания во время учебы и дальнейшего профессионального отбора. Мы не можем учить потребленца от медицины, ориентированного на выплаты, или того, кто откажется идти в «красную зону».

В учреждении, кстати, продумывают схему, которая позволит контролировать работу выпускника и после получения диплома.

Также в этом году отмечают заметный рост уровня подготовки поступающих. Например, проректор по учебной работе Первого меда Андрей Яременко отмечает, что половина из уже зачисленных в вуз в этом году студентов - медалисты. А в Институт медицинского образования Центра им. Алмазова, по словам его директора Елены Пармон, подали документы сразу несколько 300-балльников. Усиливается и конкуренция среди абитуриентов. В ПСПбГМУ им. Павлова конкурс на место вырос примерно на 20%, а в медицинский факультет СПбГУ - в три раза. В Педиатрический университет подано 13 тысяч анкет, в Павлова - 18 тысяч, а в СЗГМУ им. Мечникова мечтают учиться 9 тысяч ребят.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах