Секретное задание
Правом досрочной сдачи воспользовались преимущественно молодые люди, которые весной и летом будут принимать участие в спортивных соревнованиях высокого уровня и никак не смогут в это время сесть за парту. Таких в нашем городе оказалось 876 человек. Математику, например, писали 70, а в Ленинградской области - 3 человека (в России - 5,5 тыс. в 68 регионах - ред.) и для успешного результата надо было правильно выполнить 7 из 20 заданий. Получилось или нет, станет известно 4 апреля. Ну а на экзамене по русскому языку 25 марта участников ждало новшество - электронное сканирование и печать контрольных материалов прямо в классе.
«Петербург - единственный регион в России, где сканирование проводится во всех пунктах досрочной сдачи, - сообщила Жанна Воробьёва, председатель комитета по образованию города. - Это аппаратура нового поколения, и мы обучили специалистов, которые успешно с ней работают».
Проинспектировать, как всё организовано, прибыли в Петербург и высокопоставленные чиновники. Министр образования Дмитрий Ливанов уже в 9 утра входил в гимназию № 24 им. Крылова, чтобы посмотреть, в каких условиях проходит аттестация. На Васильевском острове экзамен сдавали 95 человек, и пришлось им непросто.
Списать или замаскировать шпаргалку было практически нереально. Каждого выпускника пропускали через металлоискатель, а личные вещи запечатывались в специальные пакеты.
Если же кто-то и пронёс телефон, «звонком другу» воспользоваться было невозможно - в помещении действовала система подавления мобильной связи. К тому же в каждой аудитории установили видеонаблюдение в режиме онлайн. Все движения с бумагами - только под камерами, даже инструкцию в классе полагалось читать с определённого места, обозначенного красной полосой. Плюс за всем внимательно смотрели члены комиссий, представители Рособрнадзора и общественные наблюдатели.
Особый режим действовал и для участников с ограничениями в здоровье. Так, молодому человеку с инвалидностью предоставили отдельную аудиторию. А ребята с диабетом могли взять с собой инсулиновый шприц и принимать лечебное питание. Кроме того, все 3 часа 20 минут в медкабинете дежурил доктор, знающий, какая помощь кому может потребоваться.
«Ну, ни пуха, ни пера!» - пожелал пришедшим за знаниями министр, явно довольный увиденным.
Иностранный как родной?
Но если к технической стороне нет вопросов, то о содержании экзамена эксперты продолжают спорить.
«С одной стороны, ЕГЭ - это закон, который надо выполнять, - говорит Игорь Карачевцев, директор 166-й гимназии. - С другой, некоторые задания, мягко говоря, несовершенны. Как живое слово, эмоции, гражданскую позицию втиснуть в несколько строчек теста?
Кстати, в последнее время эти «несколько строчек» значительно расширены. Введены, наконец, сочинение и изложение, которые стали допуском к ЕГЭ. Математику разделили на базовый и профильный уровни. Это ответ критикам, недовольным, что дети с гуманитарным уклоном вынуждены зубрить сложные теоремы и формулы, которые им не пригодятся в жизни».
Усложнился экзамен по иностранному языку - теперь там появился устный раздел. Его необходимо осилить, если хочешь получить максимальные 100 баллов. Изменение относится ко всем языкам, изучаемым в школах: английскому, французскому, испанскому и немецкому. Более того, с 2020 года иностранный планируют поставить третьим обязательным предметом.
«Всё это делается для того, чтобы ЕГЭ перестал быть «угадайкой», - говорит Сергей Кравцов, глава Рособрнадзора. - Теперь выпускникам нужно давать развёрнутый ответ и его обосновывать. Важно также, чтобы сам экзамен проходил комфортно для ребёнка и не стал источником лишних переживаний и нервотрёпки, которые могут спровоцировать нарушения. А главное, он должен показать качество нашего образования - от начальной школы до вуза».
Судя по тому, что в некоторых регионах многие выпускники еле набирают минимум по русскому языку и математике, качество не очень. Это результат проблем, копившихся годами. Сейчас их начали решать.
Мнение власти
Евгения Михайлова, директор Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий:
- Сейчас из ЕГЭ постепенно уходят тесты и увеличивается та часть работы, где нужны самостоятельные ответы. Заданий для «галочки» уже существенно меньше. Совершенствуется и сам процесс. Технически это выглядит так.
В каждый из четырёх пунктов сдачи контрольно-измерительные материалы (КИМы) пришли на диске и под шифром. Секретный код открыли при помощи специального электронного ключа и напечатали задания прямо в аудитории на глазах у молодых людей. Также после окончания все работы отсканировали, снова зашифровали и по электронной почте отправили в наш центр на проверку. Человеческий фактор, любая утечка по дороге исключены. Конечно, чтобы повсеместно внедрить такую технологию, нужны немалые средства. Приобрести современные комплексы Министерство образования обещает на протяжении трёх ближайших лет. Петербург всегда был лидером инноваций и, по прогнозам, получит оборудование уже в 2017 году, что сделает единый экзамен ещё более объективным.
Мнение эксперта
Сергей Рукшин, заслуженный учитель РФ, замдиректора Президентского физматлицея № 239, профессор РГПУ им. Герцена:
- ЕГЭ с самого начала взвалил на себя непосильный груз - стал единым для выпуска из школы и поступления в вуз. Но это совсем разные задачи, и подходить к ним с одинаковыми мерками нельзя. Что косвенно подтвердили и сами чиновники, недавно разделившие экзамен по математике на базовый и профильный.
Что такое базовая ступень? Не устану повторять, это - примитивный уровень. А как иначе объяснить, что в аттестацию за 11 лет обучения включаются задачки на уровне 4-го класса? К тому же, чтобы получить престижные сто баллов в 2015-м, например, не надо было выполнять все задания…
Тем не менее на составление и проверку тестов, доставку вариантов в разные концы страны, защиту от утечек в Интернет, оборудование аудиторий видеоаппаратурой из бюджета тратятся большие деньги. Но зачем? Такой экзамен знаний в точных науках не прибавляет, а расходов требует немало. Поэтому предлагаю отменить его для тех, кто не собирается в вуз. С этим предложением я выступил на гражданском форуме, посвящённом проблемам образования, где присутствовал и Владимир Путин. Президент обещал подумать.
В целом мне кажется, что ЕГЭ, обязательный в нашей стране с 2009 года, так и не выполнил поставленных перед ним задач. Во-первых, отрицательно повлиял на школу, которая в выпускных классах во многом превратилась в механизм для натаскивания. Во-вторых, уровень требований к той же математике в сельхозакадемии и в авиастроительном разный, а дети туда поступают, решая на ЕГЭ одинаковые задачи. В-третьих, самым убойным аргументом выдвигается то, что молодые люди из периферии теперь участвуют в конкурсе, не приезжая в центр. Да, такая возможность у них есть. Однако мало поступить в университет, надо ещё 5-6 лет жить в большом городе. А если учесть, что рядовая стипендия студента 1,5 тыс. руб., а в глубинке его родители в среднем получают 12-15 тыс., вряд ли мы дождёмся Ломоносовых из далёкого села. Тем не менее система ЕГЭ у нас расширяется, неплохо финансируется. Неужели в образовании больше нет болевых точек, куда вложить силы и средства?