386

Князь и папа. Как Ватикан предлагал Александру Невскому королевскую корону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Петербург 25/08/2021
Папские легаты сообщают князю Александру, что именно они будут главными советниками русских князей. Фрагменты картины.
Папские легаты сообщают князю Александру, что именно они будут главными советниками русских князей. Фрагменты картины. / Генрих Семирадский / Commons.wikimedia.org

Несмотря на то, что князь Александр Невский – один из самых популярных в нашей стране исторических деятелей, достоверных сведений о нем сохранилось не так много. Мы знаем лишь основные вехи его свершений, смутно угадывая за ними образ реального человека, сыгравшего значимую роль в судьбе России.

Тем ценнее для нас архивные источники, среди которых особое место занимает переписка Папы Римского Иннокентия IV с князем-воином.

Между крестоносцами и монголами

Письма, направленные Иннокентием IV Александру Невскому, хранятся в архивах Ватикана и датированы 1248 годом. В этот момент бóльшая часть Руси все еще лежала в развалинах – русские земли не успели оправиться от нашествия Батыя. Одновременно с запада на нее поглядывали другие хищники – немецкие крестоносцы, шведские рыцари, литовские князья, начинающие под разными предлогами «подбирать» под себя опустошенные Ордой земли. Особенно ценными трофеями могли бы стать Новгород и Псков – крупные торговые города, которые, в отличие от того же Киева или Владимира, не были разорены монголами и принесли бы своим новым хозяевам гигантские прибыли. С позиций наших дней понятно – захват этих территорий означал бы окончательную потерю русскими выхода к Балтике, и, возможно, такое государство, как Россия, никогда бы и не возникло на карте мира.

И у западных рыцарей были все основания рассчитывать на такой поворот событий – буквально только что (по историческим меркам) они успешно прибрали к рукам Прибалтику, активно осваивали Финляндию, а литовские князья уже начинали расширять территорию своего княжества за счет западных русских земель. Однако молодой новгородский князь сумел остановить этот натиск – в 1240 году Александр громит шведов на Неве, в 1242 году – крестоносцев на берегах Чудского озера, а в 1245 году уничтожает несколько литовских отрядов (только князей тогда погибло не менее 8, а сами литовцы, по выражению летописца, стали «блюстися имени его»).

И в то же самое время эти блестящие военные успехи на европейском направлении лишь оттеняли настоящую катастрофу на юго-востоке. Численность воинских контингентов, которые могли выставить западные противники, их выучка и вооружение были сопоставимы с военными силами русских княжеств, и поэтому победа в прямых столкновениях действительно зависела от таланта полководца и мужества рядовых бойцов.

А вот с монголами такое повторить не удалось бы. Кочевники имели многократное численное превосходство, и любое вооруженное противостояние с главными силами Орды неизменно заканчивалось полным разгромом. Русские князья были вынуждены считаться с этим фактом и, пытаясь обезопасить себя и свои земли, признавать верховенство монгольского хана. Но и это не всегда становилось гарантией спокойствия – так, отец Александра Невского, Ярослав, был вызван в ханскую ставку, в Каракорум, и отравлен там 30 сентября 1246 года.

Грозная сила монголов пугала и европейцев, прекрасно понимавших, что если Орда, исполняя заветы Чингисхана, вновь отправится в путь, то никакие рыцарские ордена не сумеют удержать кочевников. Поэтому, когда стало понятно, что даже обескровленную Русь так запросто к рукам прибрать не удается, возникла идея создать из нее своего рода щит, который прикрывал бы Европу от монголов. И на смену военным операциям пришли дипломатические, частью которых и были обращения папы римского к Александру Невскому.

Льстивые речи

В Средние века в Европе едва ли не главным отличительным признаком «свой-чужой» было вероисповедание. С 1054 года единая христианская церковь окончательно раскололась на западную (католическую во главе с папой римским) и восточную (несколько православных церквей с номинальным первенством Константинопольского патриарха). И хотя какое-то время христиане еще ощущали себя единоверцами, спустя полтора века это чувство уже было утрачено. В 1204 году крестоносцы, отправившиеся воевать с мусульманами за Святую землю, захватывают православный Константинополь и устраивают в покоренном городе настоящую резню горожан. Так что прочный союз между Европой и Русью мог бы быть установлен только в случае принятия общей веры – именно с этим предложением папа римский и обратился к Александру Невскому.

Послание начинается с утверждения, что перед смертью в Орде отец Александра Ярослав «страстно вожделев обратиться в нового человека, смиренно и благочестиво отдал себя послушанию Римской Церкви». Об этом якобы сообщил в Рим папский посланник к монгольскому хану Плано Карпини, который и крестил неофита. Понятно, что проверить эти сведения в те времена было невозможно. Иннокентий IV, обращаясь к сыновней почтительности Александра, предлагает и ему последовать примеру отца, «покинуть путь греха, который ведет к вечному проклятию». По мнению папы, этот выбор будет полезен самому Александру – «всяческая мощь и независимость со временем умножаются… тебя среди других католиков первым почитать, а о возвеличении славы твоей неусыпно радеть будем». Заканчивается же это полное льстивых оборотов послание вполне деловым предложением, из которого сразу становится понятен основной смысл письма: «Просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать». Другими словами, в обмен на принятие католичества и некие эфемерные почести Александру Невскому и всей русской земле предлагалась почетная роль передового отряда смертников в борьбе с Ордой.

Внешнее управление

Ответ князя не сохранился, но, как предполагают историки, он был уклончиво-дипломатичным – откровенно ссориться с папой, который вполне мог организовать очередной крестовый поход на русские земли, Невскому не хотелось. Более того, судя по всему, к этому моменту в Пскове активизировалось строительство католического собора – в городе было много купцов и выходцев из Северной Европы, и потому папа римский счел это добрым знаком. К князю были отправлены папские легаты и новое послание, в котором Александра Невского официально именуют уже «новгородским королем» (а это важная тонкость – королями в те времена называли только монархов-католиков). Иннокентий IV пишет: «...мы, нежно заключая тебя как избранного сына Церкви в объятия наши», благодарит Невского за разрешение построить собор в Пскове (Плескове). И заодно сообщает, что податель этого письма будет на Руси полномочным представителем папы, с самыми широкими полномочиями: «Мы обращаемся к твоему королевскому величеству с молениями, предостережениями и настойчивыми просьбами, дабы ты подобающим образом принял его как выдающегося члена Церкви… и с уважением воспринял то, что он посоветует тебе ради спасения твоего и твоих подданных». Как видим, традиции внешнего управления чужой страной через специально присланных советников появились очень давно.

Но папа явно поспешил с выводами. Александр Невский вовсе не собирался переходить в католичество, решение о строительстве собора в Пскове так и не было принято, и потому папские легаты получили во время встречи короткий и обескураживающий ответ: «Обо всем этом хорошо знаем, и от вас учения не приемлем».

После этого римские папы Александру больше не писали, а в 1256 году против Руси был отправлен новый крестовый поход – Александру пришлось опять браться за меч, и в этот раз русские воины не ограничились защитой своих владений. Новгородцы по льду перешли Финский залив и атаковали шведов на территории захваченной теми Финляндии, загнав противника к Полярному кругу и с победой вернувшись в Новгород.

Это интересно: Крестовый поход против Орды

Некоторые публицисты убеждены, что Невский зря отказался от предложения папы. Приняв католичество и королевскую корону, он помог бы Руси войти в «семью европейских народов», совместными с крестоносцами усилиями сбросив монгольское иго. Однако профессиональные историки сомневаются в реальности такого сценария.

Дело в том, что одновременно с Невским аналогичное предложение получил и другой русский князь Даниил Галицкий. И он его принял, короновавшись как «король русский – Rex russiae» в 1254 году. Папа римский объявил крестовый поход против Орды, но западные рыцари почему-то не поехали на Русь бить кочевников. На помощь Даниилу пришли только соседи-литовцы, и они двинулись освобождать Киев, разбив пару небольших татарских отрядов. Но по дороге выяснилось – союзников вовсе не интересует победа, они просто хотят захапать побольше трофеев. Возник конфликт, литовцы ограбили окрестности города Луцка и удалились восвояси, оставив Даниила самостоятельно решать свои проблемы с монголами. Крестовый поход против Орды завершился грандиозным пшиком. Коготок увяз – всей птичке пропасть. И хотя лично Даниил Галицкий сумел сохранить и голову, и титул, но уже его потомки вынуждены были пойти на поклон к тем же западным феодалам, а Галиция на века потеряла свою самостоятельность.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5

Самое интересное в регионах