Примерное время чтения: 4 минуты
358

Лихачи и чайники. Почему каршеринг становится угрозой на дорогах Петербурга

Сводки новостей вновь сообщают об очередной аварии с каршерингом. Недавно нерадивый водитель протаранил несколько машин, припаркованных на набережной Фонтанки. К счастью, в этот раз обошлось без пострадавших.

Портрет нарушителя

Каршеринг появился в нашей стране относительно недавно. В 2012 году на московский рынок пришла первая компания, которая предложила пользователям быстро и недорого доехать до нужной точки.  До Петербурга сервис добрался в 2014 году и сегодня в городе насчитывается около 10 компаний, предлагающих услуги по аренде авто. Сервис действительно звучал выгодно и для водителей, и для города: число личных машин на дорогах должно было снизиться, пробки стать меньше, а петербуржцы с комфортом добираться от точки А в точку В, причем, в два раза дешевле, чем на такси.

Перечисленного пока не наблюдается, зато ежедневно в сводках мелькают новости об очередной аварии. Последняя из громких случилась в январе 2021 года, когда каршеринг столкнулся с внедорожником, снес дорожный знак и въехал в толпу людей. 

Аварийность на дорогах растет вместе с популярностью каршеринга. Экспертный центр «Движение без опасности» проанализировал данные 2018-2019 годов по использованию краткосрочной аренды авто в двух российских столицах. Согласно результатам, за 2019 году число пользователей сервисов увеличилось в четыре раза, а вместе с ними аварий стало больше аж на 340%! Однако уровень аварийности остался прежним — на каждую тысячу водителей приходится две аварии.

Известен и портрет нарушителей. Водители арендованных авто не боятся выезжать на встречку и нарушать правила расположения на проезжей части. А в серьезные аварии в основном попадает молодежь до 25 лет, чей опыт вождения не превышает и 5 лет. Причем это самая малочисленная категория пользователей - всего 6% от общего числа зарегистрированных.

«Все причины ДТП при использовании каршеринга можно разделить на два вида, — отмечает заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Российской Федерации Александр Холодов. -  Первая —  нелегальное использование услуг сервиса, в частности имеет место продажа «реальных» аккаунтов в теневой части интернета, а также езда водителей в нетрезвом виде. Ложная уверенность в безнаказанности порождает безответственное поведение на дороге и, как следствие, ДТП. Вторая причина — возможность брать автомобиль напрокат людям, у которых нет фактического водительского стажа, хотя есть водительское удостоверение».

Но как бороться за безопасность?

  • Лишать прав

Глава российской Госавтоинспекции генерал-лейтенант полиции Михаил Черников отмечает, что именно рост числа каршерингового авто приводит к росту ДТП: «Молодой водитель, который в силу возраста или небольшого опыта управления автомобилем считает, что «обезличенный» автомобиль можно эксплуатировать в самой жесткой форме. При этом он ошибочно полагает, что ПДД при управлении арендованным ТС соблюдать совсем не обязательно».

По мнению Черникова, важно повышать требования к пользователям сервиса: «Например, запрещать управлять арендованным автомобилем, если водитель был неоднократно замечен в противоправном поведении за рулем. Как это реализовать? Создавать каршеринговыми компаниями баз данных нарушителей, а в случае необходимости — направления запросов в Госавтоинспекцию для проверки отдельных лиц».

Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности»  Вадим Мельников отмечает, что снизить число аварий можно, внедряя новые технологии.

«Системы предупреждения о нарушении дистанции и превышении допустимой скорости движения, тестирование новых пользователей на знание ПДД, анализ манеры вождения водителей в режиме реального времени и другие. Ряд мер, которые предпринимаются в западных каршеринговых компаниях, может быть полезен и на российском рынке. Например, использование в автопарках автомобилей с мониторингом слепых зон, системами адаптивного торможения, вознаграждение водителей, не пользующихся мобильным телефоном во время поездки».

Только цифры
30 лет — средний возраст пользователя каршеринга 8-10 лет — средний стаж водителя 93% пользователей каршеринга имеют личный автомобиль

Комментарий юриста

Заплатить придется водителю!

По словам юриста Сергея Мавричева, в отношении каршеринговых авто со стороны пользователей часто работает правило: «не свое — не жалко». Но если вы не хотите платить за ремонт арендованной машины — будьте аккуратны с ней: « Во-первых, если вы не справились с управлением и попали в аварию, то платить за ремонт каршерингового авто, а также возмещать ущерб пострадавшим будете вы. В Петербурге каршеринги застрахованы по ОСАГО, которое покрывает только случаи вашей невиновности. Платить за КАСКО, которое погасит все, каршерингу просто не выгодно.

Кроме того, перед тем как сесть за руль и после поездки сделайте фото машины.  В случае, если следующий пользователь оставит царапину на бампере, или разбитую фару вы сможете доказать свою невиновность».

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах