Примерное время чтения: 4 минуты
1412

Разгонится до 400 км/ч. ВСМ из Москвы в Петербург построят в 2028 году

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты - Петербург 23/08/2023
ОАО "РЖД"

Владимир Путин заявил, что наступил момент для реализации высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом. Запустить движение по ней планируют уже в 2028 году.

Более того, новая трасса станет началом целой сети магистралей, которые протянутся от Минска до Урала. Если проект будет реализован, то, к примеру, в Адлер петербуржцы смогут попасть по «железке» за 8–10 часов. Подробности - в материале spb.aif.ru.

Мечта сбывается?

О том, что проект ВСМ всё-таки будет реализован, стало известно незадолго до старта ПМЭФ-2023. Власти Петербурга даже готовы выкупать участки земли во Фрунзенском районе города, которые потребуются для строительства высокоскоростной магистрали. Однако вплоть до заявления президента России Владимира Путина проект всё-таки казался нереальным. Дело в том, что это уже не первая попытка построить магистраль. Предыдущий «подход к снаряду» случился ещё при Борисе Ельцине, в начале 90-х, и тогда грандиозный проект завершился пшиком – вместо нового вокзала сотни миллионов были потрачены на котлован (его назвали самой дорогой ямой России), на месте которого потом возвели пафосный торговый центр. А проект ВСМ официально отменили. 

В середине 2000-х к нему вновь вернулись, но компромиссом стал запуск скоростных «Сапсанов». Однако теперь всё, кажется, совсем по-другому.

«Скоростная магистраль свяжет Петербург с Великим Новгородом и Москвой. Время в пути до Москвы составит 2 часа 15 минут, до Великого Новгорода – 30 минут», – прокомментировал губернатор Петербурга Александр Беглов. Планируется, что поезда будут ходить со скоростью 200-400 км/час.

По его словам, ВСМ – это масштабный проект, который реализуется Москвой и Петербургом совместно со Сбербанком, с Правительством РФ. Беглов также уточнил, что после строительства ВСМ действующую линию железной дороги между двумя столицами можно будет использовать для движения грузовых поездов. А это упростит логистику и снизит сроки доставки грузов.

Более того, по словам Владимира Путина, ВСМ из Москвы в Петербург станет лишь началом большого транспортного проекта, который в перспективе свяжет российские столицы с Уралом, югом России (до Адлера петербуржцы смогут доезжать за 8–10 часов), Минском, а также Донецком и Луганском.

«Мы понимаем, что из Москвы два часа до Питера, три до Казани через Нижний Новгород и чуть больше 4 до Адлера через Воронеж – это не просто логистическая революция. В тот момент, когда до Оренбурга через Уфу станет 5 часов, а до Екатеринбурга – 6, в стране возникнет и новая экономическая география, и новый уровень социально-экономической связности. Со всеми вытекающими отсюда политическими последствиями. Я уже не говорю про здоровый экономический рост», – комментирует инициативу профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев.

Давайте строить! 

Впрочем, эксперты, скептически относящиеся к проекту, указывают как раз на то, что его эффективность с точки зрения экономики неочевидна. Две столицы и так логистически связаны – два часа в пути вместо четырёх на «Сапсане» для рядового туриста непринципиальны, самолёт долетает ещё быстрее, а автомобилисты могут пользоваться трассами М-10 и М-11, тем более что на последней вот-вот будет закончено строительство обхода Твери, и «Нева» станет первым настоящим российским «автобаном». Тем более что строительство ВСМ между Петербургом и Москвой оценивается в сумму около 2,5 трлн рублей, а, к примеру, ответвление до Минска будет стоить ещё 2,1 трлн. Есть ли у государства такие деньги в условиях, когда на страну давят международные санкции?

Наоборот, именно сейчас и нужны подобные проекты, уверен вице-президент Центра экономики инфраструктуры Максим Фадеев. Строительство ВСМ способно разогреть «внутренний спрос» за счёт масштабного госзаказа. Десятки лет отраслевые эксперты, органы власти и бизнес спорят о целесообразности ВСМ, тогда как в мире построены тысячи километров, и с очевидным социально-экономическим эффектом для территорий, – напоминает Фадеев.

Мнение

Директор Института современного развития Дмитрий Солонников:

«Ещё в 70-е годы в программе «Очевидное-невероятное» обсуждалось, что Москва и Петербург могут стать одним мегаполисом, и если из центра одной столицы в центр другой можно будет попасть за два часа, то это станет серьёзным шагом к реализации этой фантастической идеи. Да и в принципе России нужны высокоскоростные магистрали по всей стране, и где ещё реализовать пилотный проект, как не между Петербургом и Москвой? 

И дорога прямая, и численность жителей, а, значит, и востребованность огромная. 

Другое дело – получится ли? Разворуют бюджет или нет, сумеем ли мы справиться с этой технически сложной задачей? Ведь не секрет, что за последние десятилетия очень многие навыки мы утратили и многое просто-напросто разучились строить. Так что у нового поколения инженеров будет шанс себя показать и прыгнуть выше головы».

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах