Пока чиновники и медики гадают, ждет ли нас вторая волна коронавируса, бизнесмены Петербурга продолжают подсчитывать «карантинные» потери и учатся выстраивать процессы по-новому. «Аргументы и факты» поговорили с генеральным директором компании «Бронка Групп» Никитой Муровым. Глава холдинга с активами в различных сферах бизнеса оценил последствия «коронакризиса» с разных сторон и даже нашел плюсы от вынужденного весеннего карантина.
Найти баланс
Елена Банокина, spb.aif.ru: Никита Андреевич, как сказалась пандемия на ваших предприятиях?
Никита Муров: «Бронка Групп» – крупная компания с наличием активов в различных сферах бизнеса. И именно многопрофильность помогла нам сохранить баланс и общую стабильность, так как в составе нашего холдинга есть бесперебойно работающие системообразующие предприятия. Прядильно-ниточный комбинат имени С. М. Кирова , порт «Бронка», завод по производству внутрискважинного оборудования «Измерон», продолжали функционировать беспрерывно, это было непросто. Необходимо было изменить привычную организацию работы: усилить ежедневный контроль здоровья рабочих, обеспечить регулярную дезинфекцию и масочный режим, часть сотрудников на период карантина перевести на удаленный режим работы.
Например, порт «Бронка», завод по производству внутрискважинного оборудования «Измерон», Прядильно-ниточный комбинат имени С. М. Кирова продолжали функционировать беспрерывно, это было непросто. Необходимо было изменить привычную организацию работы: усилить ежедневный контроль здоровья рабочих, обеспечить регулярную дезинфекцию и масочный режим, часть сотрудников на период карантина перевести на удаленный режим работы. Например, на заводе «Измерон», чтобы избежать перебоев с поставками материалов, пришлось срочно искать новых партнеров. В свою очередь, в части порта «Бронка» наблюдалась некоторая растерянность многих участников транспортного рынка, в том числе зарубежных компаний, часть производителей приостановила производство. Соответственно, готовая продукция либо сырье осталось на хранение в порту, неритмично работал наземный и морской транспорт.
Но сложнее всего было предприятиям, работу которых пришлось ограничить в силу карантинных мероприятий. Это затронуло ресторанную группу, Единый центр документов, монобрендовые бутики: как и другие предприятия аналогичного плана в городе, они были закрыты для посещения. Мы были вынуждены очень быстро перестраивать все процессы под новую реальность. В период с конца марта по конец июня мы переориентировали работу большинства наших ресторанов навынос и доставку, работу бутиков – на индивидуальные заказы онлайн, а ЕЦД – на оказание услуг через интернет.
Но, знаете, в любой ситуации нужно искать плюсы. Во время вынужденного «карантина» у нас было время для анализа и совершенствования. Например, за эти четыре месяца мы более чем в три раза увеличили количество онлайн-услуг в ЕЦД, в некоторых ресторанах было пересмотрено меню. Так, в Hunt на Рубинштейна появились блюда, ориентированные на take-away, удобные для уличного потребления – бургеры, wok, суши. И это оказалось востребованным у наших гостей. Пандемия дала нам возможность посмотреть на ресторан с другой стороны, увидеть, что еще хотят постоянные посетители улицы Рубинштейна. Фактически, пандемия позволила нам «тоньше» почувствовать наших гостей. И некоторые позиции «уличной еды» оказались настолько популярными, что мы оставили их в меню и после карантина.
За время пандемии нами была проделана огромная работа по анализу и разработке нескольких новых ресторанных проектов. О них мы объявим чуть позже отдельно. Но уже сейчас могу сказать, что, как только официально заработают фудкорты, мы откроем для наших гостей два новых корнера «Хагао» с качественной китайской едой: в Петербурге – в «Сити Молле» на Пионерской, в Москве – в «Европолисе» в Ростокино.
– Организация работы сотрудников изменилась. Но, главное, удалось ли сохранить рабочие места?
– Даже в ресторанной группе нам удалось сохранить всю команду – сотрудников, многие из которых работают у нас не первый год и обладают уникальными компетенциями, прежде всего шеф-поваров, бренд-менеджеров, официантов. За все время вынужденного простоя мы по собственной инициативе не уволили ни одного человека. В некоторых направлениях помогла изобретательность. В частности, в ресторане «Фаршировка» в Мурино мы значительно увеличили зону собственной доставки и закупили велосипеды, чтобы оставшиеся без работы официанты могли подработать курьерами. Надо сказать, что забота о сотрудниках, как бы пафосно это не звучало, остается нашим главным приоритетом. Так, в части финансового вопроса топ-менеджмент группы значительно снизил свой уровень оплаты труда, чтобы избежать «резки» заработной платы большинству сотрудников. А в вопросе здоровья, например, при выходе на работу, весь обслуживающий персонал в ресторанной группе за счет компании сдал анализы на коронавирус.
– Известно, что комбинат им. Кирова в пандемию работал в усиленном режиме и обеспечил обе столицы нитками для масок. Какую еще поддержку «Бронка Групп» оказал в эти сложные месяцы?
– Действительно, за март, апрель и май нами было выпущено более 260 млн метров белой нитки – это в 6,5 раза больше длины экватора Земли. При этом нитка выпускалась с различными физико-механическими показателями, чтобы обеспечить возможность ускоренного выпуска медицинских масок как передовым предприятиям, так и компаниям с не самым современным оборудованием.
Также мы стали первой частной компанией, которая поддержала объявленную губернатором Ленобласти Александром Дрозденко акцию #добрыйсосед, которая стартовала в конце марта. Мы собрали продуктовые наборы для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны Ленобласти. Было укомплектовано более тысячи посылок, в каждую вошли 11 основных позиций из продуктовой корзины, сладкие подарки и памятка, содержащая основную информацию о новом вирусе. Пользуясь случаем, выражаю огромную благодарность областным волонтерам, которые с соблюдением всех норм безопасности в кратчайшие сроки доставили наборы адресатам.
Какой бизнес выжил
– Никита Андреевич, что касается работы порта «Бронка» – в апреле вы предоставили дополнительные площади для хранения товаров. Почему решились на такой шаг, в то время как ряд бизнесменов предпочел нарастить капитал в такое сложное время?
– Наша инициатива была направлена на минимизацию издержек всех участников логистической цепочки, что в итоге благоприятно повлияло на доступность и стоимость продукции для конечного потребителя. Потому что наш капитал – это наши клиенты. Поясню на конкретном примере. Товары первой необходимости – в частности, продовольствие – обрабатываются и отгружаются в приоритетном порядке. А остальные при остановке конвейера должны где-то храниться. Поскольку при введении карантина были остановлены все производства (кроме непрерывных), закрыты все мегамаркеты, то комплектующие для сборочных производств, строительные бытовые товары нужно было где-то складировать. Порт и выступил с инициативой предоставить дополнительные площади для наиболее пострадавших от резкой остановки отраслей. Из крупных импортеров данной возможностью воспользовались заводы Hyundai и Nissan, а также торговые сети «Лента», «Леруа Мерлен», «Метро».
– Считается, что пандемия была проверкой на прочность и выжил лишь тот бизнес, где система управления была выстроена правильно. Есть ли еще какие-то важные составляющие, которые помогают в такие трудные времена остаться на плаву?
– Нам сыграло на руку то, что «Бронка Групп» – это крупная многопрофильная компания. Устойчивость всей группы в целом позволила чувствовать себя более уверенно и отдельным направлениям – например, ресторанам. Но, наверное, самое важное – нам помогла уже сложившаяся до пандемии репутация, все наши активы имеют постоянных клиентов. В нашем ресторане Il Lago dei Cigni кухня работала почти в прежних объемах, но на доставку. После открытия летних террас у нас во всех заведениях полная посадка – разумеется, с соблюдением необходимой социальной дистанции.
Ну и, конечно, хочется отметить солидарность петербургских бизнесменов. Весь бизнес находится сейчас в одной лодке, и все стараются поддерживать друг друга. Например, для ресторанной группы практически со всеми арендодателями нам удалось договориться о скидках в 30-70% и об отсрочках арендных платежей, в ряде случаев – даже на следующий год. Мы, в свою очередь, предоставили дополнительные площади для грузовладельцев в порту. Одни бизнесмены помогли нам – другим бизнесменам помогли мы: это очень правильный «закон бумеранга», который помогает восстановить экономику.