Вопрос запрета абортов мало кого оставляет равнодушным. Вот примеры комментариев из Сети: «Врачи-звери вырезают наших малюток. Они продолжают зарабатывать на жизнях внутри-утробных младенцев», «Надо увеличивать детское пособие, давать квартиры и работу матерям-одиночкам. А ещё хотят отменить материнский капитал»...
За аборт - в тюрьму
В прошлом году Виталий Милонов, депутат Закса Петербурга, внёс на рассмотрение парламентариев законопроект «О наделении эмбрионов правами человека». А также обратился в Госдуму с предложением запретить аборты. Петербургский иерей Алексей Галкин и вовсе предложил ввести уголовную ответственность за прерывание беременности. «Будучи человеком, нерождённый ребёнок имеет право на жизнь с момента зачатия. Аборт по социальным показаниям (или по желанию) нарушает его право на жизнь», - объяснил он.
В этом году тема абортов снова стала предметом жарких дискуссий. Татьяна Яковлева, замминистра здравоохранения РФ, заявила, что в России проводится около миллиона абортов. Госдума получила законопроект о запрете бесплатного прерывания беременности без медицинских показаний. Документ разработали самарские депутаты, которые заявляли, что верующих оскорбляет оплата «детоубийства» через отчисления в фонд ОМС.
После этого несколько жительниц Кронштадта в Интернете написали гневные отклики: «Не все могут поехать в Петербург, чтобы сделать это там. У некоторых есть дети, с кем их оставить?», «Почему медики идут на поводу у религиозных фанатиков?», «Разные в жизни ситуации возникают. У женщины должен быть выбор».
Не убивай, а отдай
В Петербурге уже несколько лет движение против абортов «Воины жизни» проводят пикеты у больниц, где проводят прерывание беременности. На минувшей неделе они развернули плакаты у частного медцентра «Регина». Три часа у входа в клинику стояли четверо мужчин с крестом и плакатами. На одном было что-то кровавое, на другом надпись: «Чикатило убил 56 человек за 12 лет. Абортмахер убивает больше за месяц». Единственная женщина раздавала листовки и призывала защитить какой-то православный памятник.
- Этот частный абортарий - просто конвейер смерти. Он работает без выходных, обедов и праздников, - говорит Глеб Лихоткин, вице-президент международного движения против абортов «Воины жизни». -
А на сайте у них большие рекламные баннеры, которые обещают скидки на аборты. Мы выступаем против всех узаконенных детоубийств - медикаментозных и хирургических.
- Детей убивают не женщины и врачи, а мужики, которые не хотят нести ответственность за своих детей. Убивает мужчина, который отказывается стать отцом, - заявила проходящая мимо старушка.
- Заповеди для всех одни, - отвечает активист. - Ответственность лежит на всех. Нужно людей просвещать, говорить правду, которую в абортарии и по телевидению не скажут…
«Воины жизни» уверены, что врачи часто вводят женщин в заблуждение, ошибаются в диагнозах, заставляют сделать аборт. Нельзя им верить.
- Но ведь люди часто отказываются от больного ребёнка, и он попадает в детдом. А они бывают ужасные, - возражаю я.
- Надо решать проблему с детдомами, а не пускать детей в расход. В странах, где аборт разрешён, ситуация с детдомовцами и больными детьми тяжёлая. В Ирландии аборты запрещены, и там нет детдомов. Ты не хочешь? Роди и отдай другим.
- А среди вас есть те, кто усыновил кого-нибудь?
Вопрос ставит «воина» в тупик. Он долго думает, вспоминает, подбирает слова.
- Нас поддерживают многие, среди них есть семьи с приёмными детьми. Есть случаи, когда мужчина женился на женщине с детьми. Если женщина решает рожать, то возможности находятся, люди, которые поддерживают, помогают.
По словам врача медцентра Николая Сташкова, клиника занимается лечением бесплодия.
- Мы себя позиционируем как центр по лечению бесплодия и по оказанию помощи при вынашивании беременности. Мы сами против прерывания беременности. И 99,9% пациенток уговаривают сохранить плод. Их заранее предупреждают обо всех возможных последствиях и осложнениях. Плюс женщине даётся около 48 часов времени подумать о своих действиях, взвесить своё решение. Большинство пациенток идут на аборт из-за отсутствия работы и постоянного жилья и одиночества. У них нет средств, чтобы содержать ребёнка и растить. Часто это гостьи из ближнего зарубежья, у которых даже нет страхового полиса.
Компромисса нет
В прошлом году власти Петербурга обещали создать в 48 женских консультациях кризисные службы доабортного консультирования с привлечением психологов. Они будут беседовать с женщиной, решившейся на аборт, и оказывать психологическую помощь беременным женщинам. В некоторых учреждениях такие кабинеты уже есть и приносят хорошие результаты. Тем временем в Интернете идёт непримиримая борьба между противниками и сторонниками абортов. Найти компромисс противоборствующие стороны пока не могут. Остаётся надеяться на здравый смысл тех, кто принимает решения и законы. Ведь именно в их власти улучшить социально-экономическое положение каждой женщины.
Доброе слово и забота
Протоиерей Сергий Филимонов, настоятель петербургской церкви во имя иконы Божией Матери «Державная», профессор, доктор медицинских наук, кандидат богословия:
- Я поддерживаю запрет абортов, кроме тех случаев, когда беременность угрожает жизни матери. Мне не совсем понятны действия «Воинов жизни». Они выдают себя за православных людей, но таковыми по духу не являются. Агрессивное пикетирование больниц ничего не даст. Пока приказ Минздрава не придёт или Госдума закон не примет, врачи не могут отказаться выполнять свою работу. Важно тактично и аккуратно разговаривать с женщинами, корректно ставить проблему. Действуя грубо, можно оттолкнуть, оскорбить, напугать и даже вызвать психологическую травму. Нужно поднимать ситуацию с абортами, но не давлением, а комплексом мер. Государство должно проявлять заботу о семьях, предоставлять матерям социальные гарантии. Будущая мама должна быть уверена, что сможет вырастить ребёнка, ей нужны какие-то гарантии. У церкви есть программы поддержки одиноких, неустроенных матерей, в том числе и финансовые. Но мало кто знает об этом. Также нужно обязательно объяснять женщинам возможные последствия прерывания беременности. Они могут быть самыми печальными, вплоть до гибели. Нередко после аборта происходят необратимые изменения, наступает бесплодие. Если бы женщинам поясняли последствия, а также рассказывали, какие есть программы государственной поддержки, какие службы и организации могут им помочь в этой ситуации, то абортов стало бы меньше.
Запретами не помочь!
Владимир Серов, Академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор, президент Российского общества акушеров-гинекологов:
- Аборт - крайне неестественный процесс и он должен быть постоянно под вниманием общественности. В Советском Союзе их проводилось более 3,5 миллиона в год. Сегодня в России - меньше одного миллиона. За последние десять лет их количество уменьшилось в 3,5 раза. Потихоньку идёт процесс, надо набраться терпения. Существенный перелом произошёл, когда у нас была президентская программа по планированию семьи. Потом Госдума её закрыла. Хотя во время её реализации появились реальные сдвиги и шаги по борьбе с абортами. Людям несведущим кажется, что если ввести запрет, то миллион сразу перейдёт в рождение детей. Однако точно доказано, что такого не бывает. Запрещение абортов всегда вызывает резкое повышение женской смертности. Нет страны в мире, где бы не делали аборты. Там, где запрещены, они проводятся подпольно. У нас сегодня активно развивается медикаментозный аборт. Он - дороже, сложнее, но по последствиям значительно легче, чем хирургический. Когда начиналась работа по борьбе с прерываниями беременности, то на 1000 женщин детородного возраста делалось до 70-80 абортов. А сейчас эта цифра примерно - 22-24. Есть страны в Европе, где эти цифры ещё ниже. Так, в Голландии - 5-6 абортов на тысячу, в Германии - 7-9. Голландия начала бороться с проблемой в 20-х годах. Они открыли 15 бесплатных абортных клиник. Это резко снизило их количество. Женщине объясняли, как предохраняться. Она могла повторно обращаться, получать полную систему консультаций. Сегодня там 2-3 клиники. Причём туда приезжают в основном женщины из других стран, где аборты запрещены. Из Польши, например.
Вообще, решение прервать беременность зависит не от женщины, а от мужчин, которые находятся в стороне. Это чисто социальная и материальная проблема. Она не может рожать, если не может воспитывать и содержать этого ребёнка в нормальных условиях. При наличии двух детей семья часто становится малоимущей, трёх - впадает в нищету. Все разговоры о том, что мы помогаем многодетным и прочее, - несущественны. После войны во Франции приняли ряд законов по материальному стимулированию материнства. Мать с тремя детьми могла спокойно содержать всю семью. Наш маткапитал - далёк от такого эффекта. Для того чтобы забыть об абортах, нужно поддерживать семью, материнство, принимать решения на законодательном уровне. Запреты не помогут.
Подросткам не хватает тепла
Активные пролайферы (борцы за жизни) призывают не только запретить аборты, но и все методы контрацепции, которые также убивают детей. Правильнее - рожать либо отказываться от секса.
- В США как-то выделили огромные деньги на программу сохранения невинности, но она оказалась абсолютно не эффективна, - рассказывает Павел Кротин, главный врач молодёжного консультативно-диагностического центра «Ювента». - Нужно рассказывать подросткам о контрацепции, о половом созревании.
Если уповать на воздержание, то результаты будут, как в 90-е годы, - 2000 абортов в год и каждый день новый пациент с сифилисом. Сейчас в Петербурге среди юных девочек абортов в три раза меньше, чем по России. За 10 месяцев - всего 220 случаев. Причём обычно родители настаивают на прерывании беременности, даже если девочка хочет родить. Повторных абортов - 10-11%, а по России 30-35%. В течение трёх лет нет ни одного подростка с сифилисом. У молодёжи появилось негативное отношение к абортам. Это и положительное влияние церкви, и наша большая работа. Главное - это демографическая программа по обеспечению молодёжи средствами контрацепции, которая была принята у нас в городе. Мы в год выдаём более 300 тысяч штук презервативов. В прошлом году в Петербурге не было ни одного отказа от детей среди юных мам до 18 лет. Когда Милонов узнал об этом, то не стал больше нас критиковать. А до этого призывал закрыть. Когда люди призывают запретить контрацепцию - это очень недальновидно. То, что говорят противники, - полный маразм.
- Раньше причиной ранних сексуальных отношений было любопытство. Сегодня - отсутствие эмоционального тепла в ближайшем окружении, - говорит Павел Наумович. - Если бы родители обращали внимание на детей и общались, то ранних половых связей было бы меньше. Раньше в стране был комсомол, разные кружки по интересам.
А сейчас дети сами находят себе занятия. Психосексуальное развитие человека никто не отменял.
В определённое время подростки начинают интересоваться этой темой. Те, кто нас посещают, в 80% случаев не сообщают об этом родителям. Даже если они ещё не начали сексуальную жизнь, а просто пришли на консультацию.
Мнение со стороны
Феминистка Ольга Липовская:
- Женщина вольна сама распоряжаться своим телом и судьбой, поэтому аборт - это её неотъемлемое право. И при этом - последнее средство, когда другие не сработали. Тем более женщина имеет право на аборт в случае изнасилования или по медицинским показаниям. Я не вижу ни одного разумного аргумента против этого. Стоит отметить, что 70% всех выступающих против абортов - мужчины. Естественно, что 100% из них никогда не были беременными. Но при этом они стремятся установить полный контроль над рождаемостью, аргументируя это тем, что в стране демографический кризис. Однако когда заходит речь об ответственности, воспитании, материальном обеспечении ребёнка - они самоустраняются.
И государство, которым правят мужчины, тоже.