О необходимости реформирования миграционной политики России говорили и до громких межнациональных конфликтов в Пугачеве и Бирюлево. Теперь же все чаще звучат популистские призывы, если не закрыть границы для трудовых мигрантов, то радикально сократить квоты на привлечение иностранной рабочей силы. Пока политики спорят, система продолжает работать без изменений, а накопленный в Петербурге опыт контроля за миграцией, который еще совсем недавно признавался достойным распространения на другие регионы России, остается невостребованным.
Полезная практика
Особого внимания заслуживает созданный на базе Миграционного центра Единый медицинский центр, где приезжие проходят обследование. Работа ЕМЦ позволила значительно увеличить количество выявленных у мигрантов инфекционных и социально значимых заболеваний, а заодно и покончить с порочной практикой «липовых» медицинских освидетельствований. Работу питерского медцентра высоко оценил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, предложивший распространить петербургский опыт на другие привлекательные для трудовых мигрантов регионы, такие как Москва и Московская область.
Все это позволило Петербургу стать ведущим городом России по привлечению легальных трудовых мигрантов. На 2014 год в Петербурге сформирована квота в 143 тысячи вакансий для иностранных рабочих, что на 40 тысяч больше, чем в Москве, где спрос на мигрантов объективно выше, а значит, недостающие места займут нелегалы.
Вредный популизм
УФМС по Петербургу смогло не только наладить эффективный контроль за трудовой миграцией в городе, но и выявить проблемы, в которые упирается дальнейшее совершенствование миграционной политики. По закону мигранты не обязаны проходить медицинское обследование до получения разрешения на работу, они могут отказаться от покупки полиса дополнительного медицинского страхования и лечиться за счёт бюджета, не все обязаны знать русский язык. Да и сама система квотирования, обязывающая работодателей за год подавать заявку на привлечение иностранных рабочих, также не является образчиком эффективности. УФМС по Петербургу частично компенсировало её недостатки выдачей разрешений на работу и в фирмы, не участвовавшие в резервировании квот. Это позволило не только сделать систему более гибкой, но и «выдавить» с рынка посредников, участвующих в «квотной кампании» с целью перепродажи квоты реальным работодателям. О чём говорит уменьшение количества переоформленных разрешений на работу - от 81 306 в 2011 году до 27 737 в 2013 году.
На практике эти предложения означают, что реальным работодателям, нуждающимся в иностранной рабочей силе, проще набрать нелегалов с улицы, хоть это и грозит внушительным штрафом, чем впутываться в бюрократический круговорот квотирования, где заправляют аутсорсинговые компании и коррумпированные чиновники. Сокращение легального рынка иностранной рабочей силы в Петербурге будет означать немедленное увеличение его нелегальной составляющей. Популистская, по сути, инициатива городских чиновников может отбросить ситуацию в миграционной сфере на годы назад, перечеркнув все достижения Миграционного центра в части выстраивания прозрачной цивилизованной системы работы с приезжими.