«Положение о гражданских мундирах», подписанное императором Николаем I 11 марта 1834 года, стало одним из первых официальных «дресс-кодов» для чиновников. Для каждого государственного ведомства были разработаны 10 видов формы темно-зеленого или темно-синего цвета, а в красный облачались сенаторы. По цвету воротника и обшлагов, а также по вышивке можно было определить, в каком министерстве человек служит. Разумеется, чиновники и раньше одевались в соответствии с некоторыми правилами, но за единообразием никто не следил.
Причиной для реформы стало стремление императора к порядку и дисциплине: в августе 1828 года Николай I посетил Сенат, где застал «господ чиновников... большей частью в мундире каком-то цветном и полосатых шароварах». Впечатленный таким разнообразием, он написал генерал-прокурору (руководителю Сената): «Желая и неотступно требуя везде должного порядка, благовидности и во всем приличия, достойного важности места, предписываю Вашему сиятельству... никому из чиновников, коим положены мундиры, иначе в Сенат не приходить, как в должной форме, за чем следить обер-прокурорам... Тем, которым мундиров не положено, составить проекты на таковые».
Устанавливались семь форм одежды: парадная, праздничная, обыкновенная, будничная, особая, дорожная и летняя. В 1845 году отдельным изданием выпустили «Расписание, в какие дни в какой быть форме». Форма одежды обычно упоминалась и в приглашениях на разного рода совещания и торжества. Парадная форма для первых пяти разрядов состояла из мундира и белых штанов до колен (кюлоты) с белыми шелковыми чулками и башмаками с пряжкой. Для пяти последних разрядов полагались «при мундирах под цвет оных суконные панталоны сверх сапогов». Предписывалось обязательное ношение парадной формы «во всех присутственных местах... во время заседаний». При выходе чиновника в отставку мундир мог сохраняться за ним, если он прослужил в ведомстве «сряду не менее 10 лет» и «во всех отношениях признан... достойным сего отличия».
Разумеется, Николай I был не первым и не последним императором, озаботившимся одеждой подданных. SPB.AIF.RU вспомнил и другие законы об одежде чиновников царской России.
Западное платье от Петра I
Первым и главным реформатором чиновничьих одеяний, конечно, был Петр I. До него внешний вид приближенного к царскому двору человека определялся исключительно его благосостоянием. По одежде окружающие должны были понимать, насколько серьезный перед ними человек, поэтому значение придавалось и обилию драгоценных камней и металлов, и дороговизне мехов, и тканям (чем более редкие и дорогие – тем лучше).
Император, во всем ценивший простоту и функциональность, недолго терпел окружение в шубах до пола и сверкающих кушаках. В январе 1700 года вышел указ «О ношении платья на манер венгерского», который предписывал «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку, а исподние короче верхних, тем же подобным».
Платье венгерского типа имело свободный крой, а его длина была близка старым русским одеждам, поэтому привыкнуть к нему еще было нетрудно. Два года спустя Петр подписал новый указ «О ношении всякого чина людям немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде немецких седел», а в 1705 – знаменитый документ «О бритье бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлин с тех, которые его исполнять не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Последующие указы обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское по праздникам.
С 1701 по 1724 год император успел подписать 17 указов, регламентирующих правила ношения костюма европейского образца, типов тканей, отделку форменного и праздничного платья. В итоге мужской костюм состоял из кафтана, камзола и коротких штанов. Реформы коснулись и женщин – вместо просторных сарафанов им предписывалось носить глубоко декольтированные французские платья с корсажем, с рукавами до локтя и широкой юбкой.
Приживались нововведения тяжело. «Князь Роман Борисович угрюмо поглядел на платье, брошенное с вечера на лавку: шерстяные, бабьи, поперек полосатые чулки, короткие штаны жмут спереди и сзади, зеленый, как из жести, кафтан с галуном. На гвозде - вороной парик, из него палками пыль-то не выколотишь. Зачем все это? Одевшись, Роман Борисович подвигал телом, - жмет, тесно, жестко...» - писал Алексей Толстой в романе «Петр Первый». Однако и после смерти Петра придворная знать продолжала придерживаться в одежде европейских традиций.
Губернские мундиры от Екатерины II
Этих цветов следовало придерживаться всему губернскому дворянству (в том числе и женщинам) и в той же одежде появляться в публичных местах столицы. Состав наряда был традиционный: кафтан, камзол, короткие штаны с застежкой под коленями, белые чулки, туфли, черная треугольная шляпа и шпага. Для дамского платья были характерны жакет (кафтан) и широкая юбка до пят. Наверняка губернские дамы были не очень рады предписанию ходить почти в одинаковой одежде, но указы царицы были неоспоримы.
В Московской губернии, например, получили распространение такие «однорядки»: красные кафтаны без воротников, с «обшлагами железного цвета, подкладка камзола и нижнее платье белые, пуговицы золотые, петли у кафтана шитые золотом; обшлага с двумя пуговицами по наружному шву; петли золотые таковые же, две пуговицы и петли у кафтана близ обшлагов на том же шву». Иерархия должностей проявлялась в мелочах: пуговицах, эполетах, фасонах лацканов.
Но в 1784 году императрица передумала и велела утвердить губернские мундиры без всякого различия рангов и лишь трех цветов (по «трем полосам Империи»). Северным губерниям (включая Петербургскую) назначался светло-синий цвет, губерниям средней полосы (включая Московскую) — красный, южным губерниям (включая Киевскую) — темно-вишневый.
Полагалось носить суконный кафтан с отложным воротником и длинными лацканами, камзол, штаны до колен, чулки, башмаки и черную треугольную шляпу. «Губернские» расцветки сохранялись для воротников, лацканов и подкладки. Губернские мундиры такого образца просуществовали 12 лет.
Однотонные ткани от Павла I
При Павле I было введено новое разделение государства на губернии и изменены штаты местных учреждений. В феврале 1797 года император реформировал губернские мундиры, оставив им всего один цвет – темно-зеленый. Фасон тоже был общим, а в губерниях различались лишь цвета отложного воротника и обшлагов, которые вновь соответствовали губернским гербам. Их было пять: красный, белый, голубой, палевый и светло-зеленый.
Новые фасоны от Александра I
В конце XVIII - начале XIX века в Европе изменилась мода на фасоны гражданского и военного платья – стали носить более узкие и короткие кафтаны со стоячими воротниками. Изменились и российские наряды с одобрения императора Александра I: губернский мундир получил высокий воротник, зауженные обшлага и расходящиеся ниже пояса полы кафтана.
В августе 1809 года император утвердил общий закон о губернских мундирах нового фасона. Губернский кафтан сохранял темно-зеленый цвет с зеленой подкладкой (в Петербургской губернии - красной); «камзол и исподница» (штаны) должны были быть белыми. «Прочие же между губерниями различия, — говорилось в указе, — состоят в воротниках, обшлагах, выпусках или опушках». Шить их можно было из сукна или бархата. По воротникам и обшлагам мундиры делились на 8 групп: красные, голубые, светло-зеленые, темно-зеленые, черные, темно-синие, фиолетовые, малиновые и оранжевые. Новую моду критиковал в «Горе от ума» Александр Грибоедов.
Позже настало время Николая I, когда губернские мундиры были упразднены. При Александре II к парадному мундиру добавился полукафтан, исчезли белые короткие штаны. В таком виде дворянская форменная одежда просуществовала до февральской революции 1917 года, после чего, по понятным причинам, исчезла навсегда.