Военно-автомобильная дорога № 101 – так официально называлась ледовая трасса, проложенная в годы войны по Ладожскому озеру. Она была единственной транспортной магистралью, связывавшей блокадный Ленинград с остальной страной. В народе ее знали как Дорогу жизни. Несмотря на все опасности и тягости пути она давала миллионам горожан надежду на спасение.
«Я коченела от ужаса»
Наталье Корненко было всего три с половиной года, когда началась война. Несмотря на юный возраст, в ее памяти остались яркие кадры жизни блокадного Ленинграда. Отчетливо она помнит и тот день, когда ее мать Галина пыталась вывезти своих дочерей – трехлетнюю Наташу и пятилетнюю Таню – по спасительной «Дороге жизни». Женщина слышала о том, какое это рискованное дело, что люди гибли, спасаясь из города, но верила, что ей и ее дочерям повезет. В назначенный день она собрала два чемодана, посадила девочек на санки и направилась к сборному пункту.
«Этот день навсегда впечатался в память, - рассказывает Наталья Борисовна. - Сидим с сестрой на санках, рядом мама лежит, снег валит. Нас засыпало с головой. Внутри этого кургана мы сделали дырки и смотрели в них. Наблюдали, как люди штурмом брали машины, бегали, суетились, укладывали вещи. Мимо проходил водитель одного из грузовиков, заметил нас, раскопал и посадил в свой кузов. Эшелон из тридцати машин тронулся. Доехали до Ладожского озера, но начался обстрел. Двадцать восемь машин тронулись по льду, и только две остались переждать налёт. В одной из них сидели мы. Поехали, лишь когда стихло. И оказалось, что все предыдущие грузовики утонули - люди не выжили…».
Через 29 суток они уже были в станице Краснодарского края. Семья Натальи стала одной из тех, кому Дорога жизни подарила шанс на спасение. Всего по ней было эвакуировано из Ленинграда более 1,3 млн человек. Число же тех, кто погиб под обстрелами или утонул, провалившись с машиной под лед, не известно.
В числе спасенных была и художница Елена Марттила. «Эвакуация по Дороге жизни – самое-самое сильное впечатление военных лет», – рассказывает она.
Когда началась война, ей было 19 лет. Она с успехом закончила художественную школу и готовилась поступать в Академию, но нападение Германии разрушило её планы.
«Представьте, апрель, белая бесконечность Ладожского озера и сотни грузовиков, которые двигались по настоящей реке-дороге, как моторные лодки! Лед уже таял, поэтому дорога превратилась в кашу из воды и льда. Водители двигались с открытыми дверями, чтобы выскочить, если автомобиль уйдёт под лёд. А кузовы были забиты измождёнными ленинградцами. Запомнилось, что по обочинам виднелись дыры, куда недавно провалились «полуторки», полные людей. До сих пор не могу опомниться от того страшного зрелища, я коченела от ужаса», - вспоминает жительница осажденного Ленинграда.
Подвиг водителей
В годы войны на дороге работали несколько тысяч человек. Это были механики, водители и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Дело в том, что движение по льду по одному и тому же маршруту делало его все более опасным. По этой причине дорогу нужно было периодически переносить на новое место. Так, к примеру, за первый месяц это делалось четыре раза, отдельные же участки дороги и того чаще.
В условиях постоянной бомбежки и капризного нрава Ладоги каждый день люди подвергали опасности свои жизни. В некоторые периоды на Дороге работало до четырех тысяч автомобилей. Водители иногда совершали за сутки по две поездки, обходясь без отдыха и сна. Чтобы случайно не заснуть за рулем, они привязывали в кабинете котелки, которые били их по голове, не давая забыться сном. Также, на случай ЧП, когда автомобиль начнет идти ко дну, они ехали с открытыми дверьми, чтобы успеть выпрыгнуть на ходу.
Еще одной проблемой в условиях зимы было то, что из-за сильной метели машины могли потеряться. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины (к 1 февраля 1942 года на льду Ладожского озера затонуло 327 автомашин). Однако, не обращая внимания на опасности и тяжелую погодную обстановку, водители продолжали свой путь. В те дни у них был лозунг «Каждые два рейса обеспечивают 10500 ленинградских жителей. Борись за два рейса».
Принцип наименьших глубин
Рассказывая о Дороге жизни, не всегда упоминается подвиг еще одних специалистов – сотрудников Георграфического общества. Дело в том, что при проектировании трассы потребовались данные долговременных наблюдений за температурой таяния льда, свойств ледяного покрова, деформации и вязкости льда, его ломкость, грузоподъёмность, а также сведения о рельефе дна Ладожского озера. Все эти материалы были только в Географическом обществе. Причём наблюдения за Ладогой велись почти сто лет, с 1845 года - года основания РГО. Полуживые от голода, еле двигаясь, сотрудники РГО в кратчайшие сроки разыскали и предоставили все необходимые документы.
Известно, что дорогу прокладывали по принципу наименьших глубин — там лед пробивался реже. В ноябре 1941-го по ней уже отправился первый конно-транспортный батальон. А 22 ноября со стороны осажденного города отправилась колонна из 60 автомобилей, которая впервые пересекла по льду Ладожское озеро и вернулась в Ленинград с продовольствием. Несмотря на то, что грузовики везли всего лишь по два-три мешка с продуктами (дело в том, что лед был очень хрупким), тем рейсом удалось доставить в голодный город 33 тонны продовольствия.
Всего в первую блокадную зиму переправа работала 152 дня. Лишь в конце апреля, когда колеса машин стали пробивать хрупкий талый лед, Дорога жизни приостановила работу. За эти дни по ней были эвакуировано более 540 тысяч человек, а в город перевезено более 360 тонн различных грузов. Всего же за полтора года работы Дороги жизни перевезли больше 1 миллиона 615 тысяч тонн грузов и эвакуировали больше 1 миллиона 376 тысяч человек.