Нужно ли финансово поощрять ребёнка за оценки? И как его не испортить карманными деньгами? Об этом «АиФ» спросил у экспертов.
Постриг газон - получи пять долларов
Доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ Роман Демьянчук:
- Многое зависит от того, в условиях какой культуры растёт ребёнок. Например, в скандинавских странах широко распространена практика выдавать детям средства на карманные расходы, практически не контролируя их. В США финансово поощряют полезную работу по дому: подстриг газон - получи пять долларов. В южных регионах России также есть давняя традиция дарить деньги в честь праздников или семейных встреч.
Социально-психологические эксперименты показывают: регулярное денежное поощрение за хорошие оценки, учёбу, работу по дому - не лучший способ мотивирования. Например, в ходе одного из них детям выдавали деньги за чтение, желая добиться интереса к книгам. Но когда платить прекратили, они стали читать ещё меньше, чем до начала эксперимента. То же самое произошло и с хобби - испытуемые начинали воспринимать его как оплачиваемую работу.
Однако и лишать детей денег в современных условиях недальновидно - они должны научиться ими распоряжаться. Как минимум, нужно объяснять значение купюр и возможности их использования, учить соизмерять свои желания и возможности. Можно использовать наглядные примеры из книг и мультфильмов. Брать малыша с собой в магазин не только в качестве наблюдателя, но и человека, который участвует в планировании бюджета, сравнивает цены, вникает в механизм оплаты товаров. Когда ребёнок достигнет определённого уровня личностной зрелости, можно начать выдавать ему деньги. Поначалу, чтобы он самостоятельно оплатил мелкие покупки по заданию родителей. Затем - на карманные расходы.
Большие суммы стоит исключить. Денег должно быть ограниченное количество, что позволит научиться делать правильный выбор. Доверяя детям деньги, стоит сохранять ненавязчивый контроль над их тратами - что они купили и почему. Ребёнок, с которым установлены доверительные отношения, в большинстве случаев сам с удовольствием расскажет, чем он занимался и что приобрёл. К сожалению, сегодня порядка 80 % подростков испытывают дефицит общения с родителями, в особенности с отцами, которые выступают в качестве значимого примера поведения, в том числе финансового.
У ребёнка есть право на ошибку
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Мария Галимзянова:
- Знакомить детей с деньгами, включать в процесс покупок и тем самым развивать финансовую грамотность очень полезно. Это касается и карманных денег, которые обычно начинают выдавать с переходом к школьному обучению. Хорошо, если удаётся выделять небольшие суммы регулярно - 1-2 раза в неделю. Пусть будет горстка монет или возможность забрать сдачу в определённых ситуациях, но с ними ребёнок будет чувствовать себя свободнее.
Можно заранее оговорить покупки: еда в столовой, экскурсии, подарки. Дайте ребёнку право на ошибку - ничего страшного, если сначала он потратит всё на сладости, а не на полезную вещь. Разговаривайте, объясняйте, что деньги - это ценность, но не ключевая. Это просто ресурс, которым нужно грамотно распоряжаться. Если с детьми не говорить про деньги вовсе или, напротив, слишком муссировать тему - это может негативно отразиться на финансовом поведении молодёжи в дальнейшем. Но, обсуждая их, родители могут навязывать разные установки на всю жизнь: «бедные, но гордые», «не в деньгах счастье», «деньги уплачены - надо есть»... Во многих семьях пытаются мерить деньгами любовь - «если ты меня любишь, подари колечко/айфон» или выбор профессии - «работа должна быть высокооплачиваемая».
Что касается денежных подарков, то делать их подросткам вполне приемлемо. Они нередко скапливают внушительные суммы и тратят их на полезные вещи. В моей практике были случаи, когда подростки оплачивали психологические занятия и себе, и родителям.
Материализм и духовные потери
Профессор, главный детский специалист-психиатр Минздрава в СЗФО, руководитель отделения детской психиатрии НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева Игорь Макаров:
- Я против чрезмерного материализма в отношениях с детьми. Действительно, во многих странах с юного возраста приучают к финансовым делам. Такая традиция есть в США, Англии, Франции… Становясь взрослыми, они меньше попадают в тяжёлые кредитные истории, реже теряют квартиры или оказываются в полной нищете. Но при этом нередко несут духовные потери и ставят финансовую состоятельность во главу всех отношений.
Сегодня такие семьи нередки и в России: родители служат «золотому тельцу», говорят только о деньгах, а отношения строят на голом материализме. И дети в точности повторяют их поведение. Поэтому лично я бы детей глобально деньгами не поощрял и подарки ими не заменял. При этом небольшие суммы на карманные расходы вполне приемлемы. И здесь надо исходить из социальной и психологической зрелости ребёнка. Один уже в 7-9 лет вполне самостоятелен и сможет распорядиться выданной суммой рационально, другой и в 16 к такому не готов.
И, например, может начать покупать подарки сверстникам в надежде приобрести новых друзей и прочее. К слову, личный пример родителей поможет уберечь ребёнка и от финансовой соревновательности в школе. Если в семье есть более важные ценности, чем автомобили и телефоны последних моделей, школьник не будет воспринимать их отсутствие как трагедию.