«В 1995 году, когда начался сериал, я был начальником отдела по раскрытию умышленных убийств, сидел в подвальчике на Балтийской улице, - вспоминает Андрей Владимирович. - На тот момент вышла моя первая книга «Кошмар на улице Стачек». И вот приехали с «Ленфильма» и сказали, что хотят снять сериал по мотивам.
Первую серию сделал Александр Рогожкин, и когда я её посмотрел, подумал: «Ну всё, теперь как минимум уволят со службы». Ведь до этого никто ничего подобного про милицию не показывал. В советское время кино про «органы» вылизывалось. Носил туда сценарии и какие были замечания: «Вот у вас сотрудник выпивает шампанское, давайте заменим на лимонад. А этот следователь - полный, лучше сделайте его спортивным». И вдруг выходит такая «чума»: оперативники длинноволосые, в шляпах, выпивают, потерпевших отшивают, подзатыльники раздают. Хотя цензуры в то время не существовало, но опаска была. Когда министр внутренних дел Степашин посмотрел первую серию, сказал, что это форменное хулиганство, показывать нельзя.
Правда, через несколько лет всем актёрам подарил по именным часам от МВД, потому что при всех недостатках их герои создавали положительный образ сотрудника милиции.
Сумасшедший рейтинг
Первые восемь серий снимались на копейки, практически за еду. Несколько сцен - прямо у меня в кабинете, кстати, на стене висело чучело глухаря. Художники выпросили, да так и не вернули, видимо, птичка до сих по «Ленфильму» летает. Звук писали вживую, обходились без каскадёров, дублей делали мало. Так, в серии, которую снимал Владимир Бортко, была сцена, в которой грабитель разбивает стекло в пункте обмена валюты и стреляет в охранника. Принесли только одно стекло, на второе денег не было. Десять дублей репетировали, чтобы решиться на одиннадцатый разбить в кадре.
В массовке участвовала сама съёмочная группа, как ни приеду на площадку: «Давайте-ка в массовочку, а то народу мало».
Получилось всё бедненько, когда заказчики с канала «Россия» посмотрели, сказали: «Ребята, ну это домашнее видео, показывать не будем». Полтора года серии лежали на полке.
Я уже с этим смирился, но в 1997 году появился канал ТНТ, они выпустили все восемь серий и неожиданно сорвали сумасшедший рейтинг. Тут же нашлись деньги на продолжение, Первый канал перекупил права на показ, на героев обрушилась слава, «Фонари» получили два ТЭФИ. С моим участием было сделано 32 серии, ну а съёмки идут до сих пор. Кстати, для интереса я посчитал, сколько же убийств ребята раскрыли за эти годы? Получилось - четыреста!
Скучно у вас!
Для меня «фишкой» были не сами криминальные истории, а взаимоотношения между людьми. Спрашивают, насколько сюжеты соответствуют действительности. В основе могут быть реальные дела, но интрига выдумана, таковы законы жанра.
Когда актёры в первый раз приехали в отдел знакомиться с работой, они попали на допрос свидетеля, продолжавшийся четыре часа. Слушали-слушали, да и говорят: «За это время два «Титаника» можно посмотреть, скучно у вас». А в кино всё должно быть красиво и быстро.
Впрочем, и реальность подбрасывала такие сюжеты, что нарочно не придумаешь. Когда в 1986 году я пришёл в милицию, в районе совершалось примерно четыре убийства в год, а в 1992 году - уже восемьдесят! Пошли разбои, грабежи, разборки братвы. Жуткие истории всплывали. Одноклассники попали в разные «бригады» и поубивали друг друга. Дочь наняла киллера по газетному объявлению и «заказала» мать. Много оружия гуляло, а мобильные телефоны были разве что у братвы. И в таких условиях из 80 убийств раскрывали 50!
На «Фонарях» выросло уже целое поколение зрителей. Для меня время промчалось очень быстро, как и всё хорошее».