Лидер организации «Народная расправа», послуживший прототипом Петра Верховенского в романе Федора Достоевского «Бесы», родился 168 лет назад – 2 октября 1847 года. SPB.AIF.RU вспоминает, как преподаватель церковно-приходской школы стал одним из идеологов революционного движения в царской России.
Мальчик из бедной семьи
Путь Нечаева к славе, пропитанной кровью и холодной страстью революционного дела, начался в Петербурге, куда 19-летний юноша приехал учиться и работать.
Сын бедного официанта из Иваново с детства не хотел довольствоваться ролью прислуги и усердно изучал науку. Несмотря на то, что денег в семье было мало, мальчику оплачивали занятия с наставниками, которые знакомили его с математикой, риторикой, историей, а также латынью и иностранными языками.
В 1866 году юноша приехал в город на Неве, где в то время в обществе чувствовались антиправительственные настроения. Молодежь зачитывалась романом «Что делать?», который Николай Чернышевский написал, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Как вспоминал то время один из самых влиятельных теоретиков анархизма Петр Кропоткин, для русской молодёжи того времени эта книга стала «своего рода откровением и превратилась в программу, сделалась своего рода знаменем». Еще одним событием, взбудоражившим умы радикально настроенных граждан, стала попытка убийства императора: в 1866 году у ворот Летнего сада террорист Дмитрий Каракозов пытался застрелить Александра II, но промахнулся и был задержан.
По мнению историков, это оказало влияние на формирование взглядов Нечаева, который работал преподавателем в церковно-приходской школе и посещал вольнослушателем лекции в Санкт-Петербургском университете. В тот период он сблизился с людьми, также горевшими желанием изменить существующее мироустройство, не останавливаясь при этом ни перед чем. В конце 60-х годов XIX века участники студенческого движения разработали «Программу революционных мероприятий». В работе над ней Нечаев высказывал радикальные идеи, которые позже воплотились позже в «Катехизисе революционера», уставе революционной организации «Народная расправа».
«Суровый для себя и для других»
Устав, вобравший в себя идеи «революционного макиавеллизма», попирающего устои морали и основывающегося на грубой силе, увидел свет в 1869 года.
В документе давалось четкое определение, каким должен быть настоящий борец революции, готовый «разорвать всякую связь с гражданским порядком и со всем образованным миром».
«Суровый для себя, он должен быть суровым и для других. Все нежные, изнеживающие чувства родства, дружбы, любви, благодарности и даже самой чести должны быть задавлены в нем единою холодною страстью революционного дела», - говорилось в «Катехизисе». Отмечалось, что такой человек в случае необходимости должен быть готов даже пожертвовать своей жизнью.
От слов Сергей Нечаев перешел к делу. В созданной им тайной организации «Народная расправа» он ввел жесткую дисциплину, основывающуюся на безоговорочном подчинении ему как лидеру. Продемонстрировать готовность пойти на любое преступление, а также «повязать» участников союза кровью он решил при помощи убийства. Жертвой был выбран 23-летний студент Иван Иванов. Поводом для расправы послужило то, что Иванов высказался против идеи расклеивания листовок в Петровской академии.
Такое поведение было расценено Нечаевым как предательство – Иванову был вынесен смертный приговор.
Он был приведен в исполнение 21 ноября 1869 года. Нечаев и еще четыре члена кружка встретились с жертвой в гроте села Петровско-Разумовское. Плану задушить «предателя» шарфом помешало активное сопротивление, которое оказал Иванов. В итоге злоумышленникам удалось оглушить студента. Нечаев же лично выстрелил из револьвера бывшему соратнику в голову.
Скрыть преступление убийцам не удалось. Труп был сброшен в пруд, где его через 4 дня обнаружил проходивший мимо крестьянин.
Жандармам удалось достаточно быстро выйти на след преступников. В кармане жертвы были документы, указывающие на двух фигурантов дела. Вскоре члены «Народной расправы» были задержаны. Всего к делу суд привлек 87 человек. Сергею Нечаеву же удалось бежать в Швейцарию. На свободе он пробыл недолго - в августе 1872 года он был экстрагирован в Россию, где суд приговорил его к 20 годам каторги.
Особо опасный преступник был помещен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где умер 21 ноября 1882 года.
Умен и опасен
Судебный процесс над «нечаевцами» вызвал огромный скандал. К делу был приобщен «Катехизис революционера», показавший «бесов» современного общества.
К тому времени Достоевский уже обдумывал идею написания «жития великого грешника». Громкое дело подтолкнуло писателя на создание романа, в котором роль главного интригана, хитрого и коварного была отведена Петру Верховенскому, прототипом которого как раз послужил Сергей Нечаев.