3 января – День бенгальских огней и фейерверков. В настоящее время без пиротехники не проходит ни один праздник: во время январских каникул люди зажигают бенгальские огни дома и на улице, а в День города, 9 мая, День снятия блокады, праздник выпускников «Алые Паруса» и на Новый Год фейерверки и салюты, запущенные у стен Петропавловской крепости, озаряют петербургское небо. Праздники в Петербурге не всегда сопровождались фейерверками. Историк Алексей Доронин рассказал, как пиротехника появилась в России, и какими были самые яркие праздники в Северной столице XVIII-XIX веков.
«Потешные огни»
Во время царствования Петра фейерверки в Петербурге проходили очень часто – по случаю военных побед, праздников, народных гуляний и просто так, без повода. Царь даже ввел новое унтер-офицерское звание – «фейерверкер»: эти военные отвечали за поджог пиротехники и безопасность. Несмотря на это, пожары из-за фейерверков случались довольно часто, а окружающие получали ожоги. Сей факт не смущал самого Петра, наоборот, иногда царь для своего и общего увеселения направлял мелкие «потешные огни» прямо в толпу и хохотал, видя, как люди с криками разбегаются в разные стороны.
Фейерверк-по-царски
В новой столице, Петербурге, император ввел специальные места для запуска фейерверков. Обычно пиротехнику поджигали в Летнем саду, у дворца Меншикова, на набережной Невы, у Зимнего дворца Петра I, где сейчас располагается Дворцовая площадь и у стен Петропавловской крепости: на этом месте салюты запускают и по сей день. По случаю военных побед Петр устраивал самые большие фейерверки. Так, победу в Северной войне император праздновал четыре дня. Грандиозный фейерверк по этому случаю состоял из нескольких частей. Петр I поджег фигуру орла, установленную на здании Сената. По натянутой веревке птица как будто «подлетела» к огромному храму бога Януса, ворота которого тут же зажглись синим пламенем, а из-за них вышел и сам огненный Янус, держащий в руках лавровый венок победителей.
Подобные огненные фигуры не были редкостью в Петербурге. «Фейерверкеры» за несколько дней до праздника строили декорации для сжигания в виде античных богов, героев и оружия. Из фитилей, пропитанных пиротехническим составом, создавали иллюминацию в виде больших щитов с картинками или надписями: они горели много часов подряд. С помощью декораций царь устраивал настоящие огненные театры с представлением в нескольких действиях. Традицию празднования Нового Года 1 января ввел тоже Петр I. Царь сделал праздничными семь первых январских дней, в течение которых люди должны были украшать свои дома еловыми венками и веселиться на полную катушку: разводить костры по всему Петербургу, палить из всевозможных орудий и зажигать бенгальские огни и римские свечи.
Огненная коронация
Любила «потешные огни» и императрица Анна Иоанновна. Во времена ее царствования на стрелке Васильевского острова был построен целый «Театр фейерверков», где проводили огненные спектакли. Также фейерверки проводили на Марсовом поле и на Дворцовой площади.
Одним из самых крупных стал фейерверк с названием «Палладин», устроенный в Петербурге в 1763 году по случаю коронации Екатерины II. «На Неве напротив Летнего сада была сделана плавучая платформа в виде острова, - рассказывает Алексей Доронин. – В центре этого острова стоял храм со статуей Афины, олицетворяющей российскую императрицу, а саму площадку украшали античные скульптуры и вазы. Вокруг всего это летали огненные струи, сливаясь в целую реку из огня. В центре композиции загорался вензель с инициалами Екатерины, а рядом с ним сверкали молнии. Это и сейчас бы смотрелось потрясающе, а для того времени было чем-то невообразимым!».
После революции 1917 года фейерверки в России были прекращены: последний из них был дан в 1915 году в честь взятия русскими войсками города Перемышля во время Первой Мировой войны. Фейерверки и бенгальские огни возродились лишь в 40-е годы, в период Великой Отечественной. С тех пор пиротехника в России развивается стремительно: в настоящее время существуют спецэффекты для помещений, горящие надписи, огненные фонтаны и многое другое. «Конечно, сейчас фейерверки гораздо мощнее и интересней, чем триста лет назад, - считает историк Доронин. – Если бы царь Петр жил в наше время, он бы «зажег»!