19 ноября в Санкт-Петербурге отпраздновали День профсоюзного работника. Первый в нашей стране профсоюз был основан на берегах Невы 19 ноября 1905 года. С тех пор первичные организации активно участвуют в жизни работников предприятий Северной столицы. Они помогали в ликвидации разрухи после Гражданской войны, формировали ополчение в Великую Отечественную войну, поддерживали семьи фронтовиков, восстанавливали город после блокады. Сегодня в Ленинградскую федерацию профсоюзов входят 4,5 тысячи первичных организаций. В них состоят более полумиллиона человек.
Мы поговорили с председателем Дорпрофжел на Октябрьской железной дороге Александром Голубевым о том, как крупной профсоюзной организации удается наладить работу в пандемию.
Надежда Плахова, АиФ-Петербург: Александр Валерьевич, расскажите, как происходит защита трудовых прав работников в этот непростой период? С какими проблемами железнодорожники сталкивались чаще всего?
Александр Голубев: Пандемия оказала воздействие на все сферы деятельности, в том числе на работу профсоюза. В условиях ограничительных мер мы были поставлены перед задачей не снижать интенсивность общения с работниками, коллегами и социальными партнерами.
Раньше многое обсуждалось и решалось именно в живом разговоре. Сегодня важным фактором стало наличие дистанционной связи, в том числе и в видеоформате. Благодаря этому нам удалось быстро перестроиться и продолжить активную работу.
Если говорить про рядовых работников железнодорожного транспорта, то много вопросов в прошлом году было по их переводу на дистанционный режим работы. Здесь хочу отметить взаимодействие правовой инспекции труда профсоюза с кадровым блоком Октябрьской магистрали. Многие вопросы трудового законодательства решались заблаговременно, до их появления.
Одновременно с этим на уровне Центрального комитета РОСПРОФЖЕЛ было подписано дополнительное соглашение к коллективному договору ОАО «РЖД», которое регламентировало поддержку работников отрасли в период пандемии.
Проверки проводятся чаще
– Расскажите, пожалуйста, о работе технической и правовой инспекций в 2021 году.
– Интенсивность проверок правовой инспекцией стала в полтора раза выше по сравнению с прошлым годом. Конечно, в первую очередь это обусловлено эпидемиологической обстановкой. Коронавирусные ограничения и перевод большинства работников на удаленку в прошлом году внесли свои коррективы.
Встречаются нарушения обязательств по выплатам премий, оплате рабочего времени и другие. Выявлялись неисполнения положений коллективных договоров, нарушения прав работников при заключении и расторжении трудовых договоров и в части соблюдения режима труда и отдыха.
Правовой инспекции удается решать данные вопросы на ранней стадии – это заслуга совместной работы с кадровыми службами в подразделениях.
– Уже два года вы работаете в напряженном режиме. Удается ли улучшить условия труда тружеников магистрали?
– Профсоюз выступает за обеспечение достойных условий труда работников. Октябрьская железная дорога – самая первая на сети. Если вновь вводимые объекты полностью обеспечены комфортным нахождением на рабочем месте, то на полигоне присутствует достаточное количество объектов, построенных довольно давно и требующих тех или иных ремонтных работ. Есть специальная программа по капитальному ремонту, которая выполняется. Профсоюз с помощью технической инспекции труда следит за ее выполнением, и если необходимы оперативные ремонтные действия на некоторых объектах, то соответствующие предложения высказываются.
Спектр задач обширный. Санитарно-бытовые условия, наличие и оборудование комнат отдыха и приема пищи, правильное обустройство технологических проходов на территории предприятия, наличие достаточного освещения и ограждения для безопасной работы.
Также не могу не отметить поддержку начальника магистрали в этом вопросе. Да, возможно, охватить все точки одновременно проблематично, но совместными усилиями мы системно решаем все вопросы.
– Расскажите о мероприятиях по подготовке к зиме.
– Для устойчивой работы в зимних условиях подготовка полигона начинается заблаговременно. Профсоюз следит за своевременными поставками необходимых средств индивидуальной защиты, спецодежды и технических средств. Сейчас, в ноябре, Октябрьская магистраль полностью готова к холодам и снегопадам.
Соблюдая требования
– Как был организован детский отдых в условиях пандемии? С какими трудностями столкнулись?
– В прошлом году детская оздоровительная кампания в основном прошла в дистанционном режиме. Конечно, в 2021 году мы были нацелены на осуществление полноценного отдыха детей не только в лагерях полигона Октябрьской железной дороги, но и на Черном море. Так как ребята были из многих регионов Северо-Запада, где действовали свои ограничительные меры и требования Роспотребнадзора, профсоюз совместно с Дирекцией социальной сферы ОЖД при подготовке и проведении кампании выполнял все необходимые требования. Это было нелегко, но в основном все справились с задачей – более 2000 детей укрепили иммунитет в оздоровительных лагерях нашего региона и более 1000 ребят отдохнули на Черноморском побережье.
– Культурно-массовые и спортивные мероприятия в Петербурге и в целом по стране часто отменялись из-за пандемии. Удалось ли их провести на Октябрьской железной дороге?
– Культурно-массовые и спортивные мероприятия, организованные профсоюзом, – это часть нашей работы, которая хорошо видна общественности. Конечно, в планы вносились определенные коррективы, отменялись многие запланированные мероприятия. Но в то же время нам удалось часть из них провести. Естественно, с соблюдением необходимых противокоронавирусных требований. Где-то снижалось количество участников, где-то переносились сроки проведения.
В целом хочу отметить работу профсоюзного актива на местах и поблагодарить их за быструю адаптацию к изменяемым требованиям региональных властей по проведению мероприятий.
Если говорить в общих чертах, то по сравнению с прошлым годом культурно-массовая работа была более активная. Кстати, в октябре многодетные семьи работников магистрали успели посетить Музей железных дорог России. Это было организовано нашими силами. Выставку посмотрели более 40 детей.
– Принимает ли профсоюз участие в развитии отрасли железнодорожного транспорта?
– Сегодня Санкт-Петербургский железнодорожный узел стоит на пороге своего дальнейшего развития: высокоскоростная магистраль между двумя столицами, скоростные диаметры, аналогичные московским. Пока ведутся проектные работы, но объем работы обещает быть большим. Продолжается развитие железнодорожной инфраструктуры в районе порта Усть-Луга. Главная задача профсоюза при этом не меняется. Она заключается в обеспечении работников достойными условиями труда.