Примерное время чтения: 4 минуты
4297

В поисках озарения. Как заставить свой мозг работать эффективней?

Учиться тоже надо уметь!
Учиться тоже надо уметь! pixabay.com

Петербургский молодой учёный, эксперт по образовательным технологиям Иван Смирнов издал книгу под названием «Научись учиться». Под одной обложкой он постарался собрать наиболее эффективные способы саморазвития, созданные как в России, так и за рубежом. SPB.AIF.RU отобрал несколько полезных советов по самосовершенствованию.

Мышление: фонарик и лампа

Мышление, как рассказывает Смирнов, бывает двух видов. Первое – сфокусированное. Оно рационально, последовательно и аналитично. Как ручной фонарик, который мы включаем, направляя на предмет луч света.

Но есть и рассеянное мышление. Оно тоже полезно. В этом случае не нужно особо сосредотачиваться, лучше даже вообще не думать над «задачкой». Мыслям надо позволить бродить свободно. Именно так находятся неожиданные догадки, возникают вспышки и озарения. Этот способ похож на рассеянный свет лампы. Хотя «включать» её желательно только после предварительной сфокусированной работы – чтения и размышлений. Во время обучения лучше совмещать оба вида мышления. Результат будет намного выше!

За логику, как мы знаем, отвечает левое полушарие. За творчество – правое. Чтобы развивать левую часть мозга, а значит, стимулировать сфокусированное мышление, необходимо чётко структурировать время занятий, использовать причинно-следственные связи, работать с числами, стараться мыслить критически, прибегать к дебатам.

Для правого полушария полезным будет пользоваться наглядными пособиями, метафорами, музыкой. Также прибегать к поощрению себя, свести на нет любую критику. И не ставить временных рамок.

Память: школьная доска и бездонный сундук

Учёные выяснили, что существует несколько видов памяти. Два главных – кратковременная и долговременная.

Кратковременная, или рабочая, имеет дело с текущей информацией. Её можно сравнить с предметами, которые жонглёр одновременно контролирует. Или личной школьной доской, на которой мы записываем то, что нам сейчас нужно, важно или интересно.

Долгосрочная рассчитана на длительное хранение информации. Она напоминает огромный склад, в которой можно поместить сколько угодно груза. Она отвечает за всё, что нам может понадобиться через минуту и более. Для эффективного обучения нужно помещать предметы из кратковременной в долговременную память, то есть, запоминать!

Запоминание, говорит Смирнов, бывает нескольких видов. Произвольное – то есть, нацеленное. Непроизвольное – естественное, когда мы запоминаем то, что вызывает у нас эмоции или является важным. Механическое – то, что называется зубрёжкой: эффективность его минимальна. И осмысленное – самое полезное! Суть его в том, чтобы максимально сжать информацию, перевести её на язык своих мыслей и выделить главное. То есть не столько запомнить, сколько понять. Эффективность осмысленного запоминания в 20 раз выше, чем механического.

Для перемещения информации в долговременную память крайне важно повторение. Как выяснили учёные, в первый час мы забываем до половины полученных знаний. А в течение 10 часов – до 70%. Поэтому, чтобы что-то запомнить – нужно повторить это немедленно, а также спустя несколько часов, а потом и дней. Это называется интервальный метод. Чтобы кирпичная кладка была прочной – нужен не один день, а несколько.

Обучение: зри в корень

Неправильно думать, что у вас, к примеру, нет таланта к языкам или музыке. Все мы когда-то учились с нуля ходить, разговаривать, писать – и ничего, делаем это сегодня на «отлично»! Не нужно сразу ставить перед собой наполеоновских целей, утверждает автор книги. Важна постепенность.

Подспорьем при обучении может стать так называемая генерация – попытка отвечать на вопросы до нахождения правильного ответа. Так, например, физикам в университетах дают задания из курса, который они ещё не проходили – «на пробу». Такое включение позволяет намного шире использовать возможности мозга и глубже усваивать предмет.

Ещё один секрет – включение в процесс. Если изучаете математику, химию, экономику литературу – подумайте, как это можно использовать в повседневной жизни, какую пользу принесёт? Или как те или иные правила и законы проявляются вокруг каждый день?

Разделяйте на части изучаемый предмет. Тогда он станет понятнее, и запомнить его окажется проще. Допустим, сложную и ответственную процедуру наложения швов при операции студенту-хирургу лучше разделить для себя на несколько этапов. «Беру иглодержатель и пинцет. Выбираю шовный материал. Закрываю рану. Кладу стежки. Вяжу узлы». Если дать название каждому действию – освоить их ещё легче.

И, наконец, самое важное при обучении – выделять главное! Для того, чтобы полностью разобраться в теме – достаточно 20% от общего объёма информации. Зрите в корень – это главный ключ к познанию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5


Самое интересное в регионах