Санкт-Петербург – город рек и каналов, он весь пронизан водными путями. Разбираемся, где, на чем и как простому горожанину можно поплавать по «голубым артериям» нашей северной Венеции.
Только с рацией
Увы, но если в каких-то городах жители и могут плавать на надувных лодках или, скажем, катамаранах как и когда им вздумается, то только не в Петербурге.
Здесь для этого слишком много правил. Причем правила совсем не очевидны: они раскиданы по разным документам, а надзор за их исполнением распределен между множеством ведомств. Связано это с тем, что вся акватория города разделена на три категории: внутренние морские воды РФ, внутренние воды РФ и водные пути Санкт-Петербурга. Теоретически все они доступны населению со своими плавсредствами. Но на практике без нюансов не обошлось.
Внутренние морские воды – это Большой порт «Санкт-Петербург» и Пассажирский порт «Санкт-Петербург», за которыми следит ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Все это Финский залив, большие корабли и строгие правила, среди которых есть и международные. Даже для маломерных судов здесь нужно брать письменное разрешение за подписью капитана порта, без которого нельзя ни плавать в местной акватории, ни выйти за его границы. Свободны от бюрократических процедур только спортивные парусные суда: и то, если они без двигателя, не превышают в длину 9 метров и не имеют мест для отдыха.
На море нельзя мешать движению других судов, маневрировать перед другими судами, даже теми, что стоят на якоре, нельзя ловить рыбу и ставить снасти, нельзя двигаться по каналам и фарватерам кроме как вдоль правой по ходу движения кромки. На гидроциклах в акватории портов вообще нельзя появляться. И у каждого плавсредства должна быть рация, настроенная на частоту морского диапазона.
По Неве в собственной ванне
Внутренние воды РФ – это все, что можно назвать большими реками Санкт-Петербурга: Нева, Малая Нева, Большая, Средняя и Малая Невки. Движение здесь плотное и активное, а течение в зависимости от погоды достаточно бурное, чтобы отпугнуть праздного пловца на весельной лодке. Но прямого запрета опять же нет.
Начальник госинспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России по Санкт-Петербургу Александр Радько как-то говорил журналистам, что горожане даже могут взять ванну из своей квартиры, вооружиться веслами и ходить так по Неве, принимая душ. В своде правил плавания по этим рекам, которые приводит ГИМС, действительно указаны любые плавсредства, даже не являющиеся судном, в том числе плоты. То есть не важно, на чем плывет горожанин, главное, как он это делает.
А плавать по Неве надо так: держаться за пределами судового хода, двигаться вдоль правой по ходу движения кромки. Звуковые сигналы подавать нельзя, маневрировать и мешать ходу других судов тоже. Нельзя требовать, чтобы маломерному судну уступили дорогу. Словом, всегда нужно помнить, кто главный на большой реке. Отвечает за внутренние воды Петербурга ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Чтобы войти в подведомственную им акваторию, судно должно иметь название, флаг и четкий маршрут, кроме того, необходимо внести навигационные сборы. К счастью, оплата с владельцев маломерных судов не берется. А вот с остальными атрибутами оказалось не ясно: неужели флаг и название нужны даже маленькой весельной лодке? Корреспондент «АиФ» попытался прояснить этот вопрос в диспетчерской «Волго-Балт». Но там не дали однозначного ответа:
«Вам сначала надо решить, куда вы пойдете: одно дело вы просто выйдете в Неву возле Ладоги, там таких лодок много, плавают и плавают. Другое дело если к шлюзу подойдете, там иной порядок шлюзования, которого надо придерживаться, – сказали в диспетчерской. – Если вы меньше 20 метров, без мачт, так плавайте, если ваши габариты не будут ничего сносить».
На уточняющий вопрос, можно ли поплавать в центре и без флага, диспетчер ответила: «Вот у меня муж на лодке плавает, он без флага. И он никому не звонит. Выходит на реку напротив дома и рыбачит, что такого-то? По центру Питера он, конечно, с удочкой не плавает».
По Фонтанке на рассвете
Последняя категория водных путей, которые проходят в Северной столице, – это непосредственно водные пути Санкт-Петербурга, за которые отвечает городской комитет по транспорту. Это самая многочисленная и самая доступная простым жителям категория с развитой сетью рек и речушек, каналов, протоков и озер.
Основные ограничения здесь ожидаемо касаются рек, которые проходят через исторический центр города. Поплавать по каналу Грибоедова, Крюкову каналу, Фонтанке или Мойке можно только с 5 до 8 утра, а на гидроциклах запрещено вовсе. Скорость движения маломерных судов здесь должна быть не выше 8 км в час, а при прохождении плавучих причалов или пришвартованных судов – не выше 5 км.
«Важно отметить, что отдельные водные объекты Санкт-Петербурга являются водными путями с особенно интенсивным движением судов в стесненных условиях. Это реки с большим количеством мостов, имеющих узкие судоходные пролеты. Поэтому движение на маломерном судне, особенно в центральной части города, без определенного судоводительского опыта и знаний небезопасно», – отметила директор санкт-петербургского ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Александра Бахмутская.
No mooring!
«No mooring/Не швартоваться» – эту надпись повсеместно можно встретить как на шумной Неве, так и маленькой Карповке. Все очень просто: швартоваться в Петербурге нельзя практически нигде. Это значит, что законопослушный владелец личного плавсредства, решивший соблюсти все правила, должен, поплавав, сразу забрать свою лодку с собой. А все городские набережные со спусками к воде являются госсобственностью и предоставляются в аренду только на платной основе, порядка 600 рублей.
«Швартоваться на городских причалах может кто и что угодно: любая лодка хоть с мотором, хоть на веслах, катамаран – вообще все равно. Но эту услугу нужно оплачивать. Единственное, это не долгосрочная швартовка, а всего 15 минут, – сказали в Агентстве внешнего транспорта».
В ведомстве также добавили, что бронировать место нужно заблаговременно, потому что, как правило, все места заняты. Оплата швартовки производится через сайт проекта «Городские причалы».
Штраф частным лицам за швартовку в неположенном месте составляет от 3 до 5 тыс. рублей. Однако в целом петербуржцы отмечают, что чрезмерной строгости, как, например, на автомобильных дорогах, на городских реках нет. Как рассказал «АиФ» петербуржец Илья О., он регулярно плавает на байдарках с друзьями по рекам вокруг Каменного острова: Большая и Малая Невки, река Крестовка.
«Это наш обычный тренировочный маршрут, на нем проблем никогда не было, никто нас не штрафовал и не выгонял. По центру тоже плавали, тоже без каких-либо ограничений», – объяснил петербуржец.
В конце августа в сеть попало видео необычных пловцов по каналу Грибоедова: по воде, помогая себе веслами, неспешно двигались мужчина и две девушки на надувных матрасах. Мужчина при этом греб в деловом костюме. Никаких известных правовых последствий для утренних гребцов не было, разве что в соцсетях горожане обсудили чудаков.
Справка
Маломерное судно должно быть длиной до 20 м включительно и вместимостью до 12 человек. Это небольшие яхты, катера, моторные и весельные лодки, в том числе надувные, гидроциклы, байдарки и прочее. Все они делятся на две категории: подлежащие и не подлежащие обязательной регистрации. Если плавсредство весит меньше 200 кг, имеет маломощный двигатель или не имеет его вовсе, то на учет его можно не ставить. Сейчас в Петербурге зарегистрировано порядка 46 тыс. некоммерческих маломерных судов.
Мнение эксперта: правила есть правила
Государственный инспектор Центра ГИМС ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу Валерий Кулаков:
«Наша инспекция осуществляет надзор за маломерными судами. Неважно, какое у вас судно: хоть лодка, хоть гондола, хоть доска. Правила есть правила. Это как ПДД, которые должны соблюдать все участники дорожного движения, будь то хоть водители, хоть велосипедисты. Так и на воде: на чем бы горожане ни плавали, они должны соблюдать правила и помнить о безопасности. Отмечу, что нарушений правил на воде со стороны владельцев маломерных судов в Петербурге немного. Чаще всего лодочники неправильно пересекают судовой ход. Таких отличившихся встречаются единицы».
Где можно и где нельзя поплавать на своей лодке в Петербурге:
(разрешено - запрещено)
- Адмиралтейский канал: от реки Мойки до Крюкова канала, на гидроциклах;
- Бумажный канал: от реки Екатерингофки до реки Таракановки;
- Дудергофский канал ;
- Зимняя канавка: 05.00-08.00, на гидроциклах;
- канал Грибоедова: 05.00-08.00, на гидроциклах;
- Кронверкский пролив: 05.00-08.00, на гидроциклах;
- Кронверкский проток: от Кронверкского пролива до Кронверкского пролива, огибая Артиллерийский остров;
- Крюков канал: от реки Мойки до Адмиралтейского канала; в остальных местах 05.00-08.00, на гидроциклах;
- озеро Лахтинский разлив ;
- Лебяжья канавка: от реки Невы (Верхний Лебяжий мост) до реки Мойки (Нижний Лебяжий мост);
- Матисов канал;
- Ново-Адмиралтейский канал: на гидроциклах;
- Обводный канал ;
- река Волковка;
- река Глухарка;
- река Екатерингофка: на гидроциклах;
- река Ждановка;
- река Карповка: на гидроциклах;
- река Крестовка: от реки Малой Невки (Мало-Крестовский мост) до реки Средней Невки;
- река Мойка: 05.00-08.00, на гидроциклах;
- река Монастырка: от реки Невы (мост Обуховской Обороны) до Обводного канала (Казачий мост);
- река Оккервиль;
- река Охта;
- река Пряжка: от пешеходного Бердова моста до реки Невы (Подзорный мост);
- река Смоленка: на гидроциклах;
- река Таракановка: от Бумажного канала до реки Екатерингофки;
- река Фонтанка: 05.00-08.00, на гидроциклах;
- Черная речка: от Коломяжского моста до реки Б. Невка;
- Шкиперский канал;
- Ижорский пруд;
- озеро Разлив;
- река Емельяновка;
- река Ижора;
- река Славянка.