Петербург учится преподносить себя

   
   

Петербург - российский лидер по числу приезжающих туристов со всех концов света. Ежегодно гостями города становятся около трех миллионов человек. И хотя до европейских рекордсменов пока далеко - мы на девятом месте, в последнее время многое делается, чтобы к ним приблизиться. Как решать задачу, знает первый заместитель председателя Комитета по внешним связям, начальник Управления по туризму Марианна Орджоникидзе.

Работа круглые сутки

- Марианна Марговна, когда же мы догоним Прагу, которую очень любят приводить в пример и в которую приезжают 10 миллионов туристов?

- Как только мы начнем представлять Петербург миру так, как это делает Прага и другие европейские города, поток туристов увеличится. Самая большая наша недоработка - в мире мало информации о Петербурге.

- Почему же мы себя не прославляем? Нет денег на рекламу?

- Денег, действительно, недостаточно, хотя в прошлом году на развитие туризма выделили 150 млн рублей (а в позапрошлом всего 6 млн). До недавнего времени единственной возможностью рекламировать себя за рубежом было участие в международных туристических выставках. Но вот сейчас мы договариваемся с западными компаниями, изготавливающими наружную рекламу, чтобы установить огромные фотографии красот Петербурга в самых популярных туристических центрах. Конечно, в соответствии с нашими материальными возможностями. В этом году баннеры должны появиться в Амстердаме и Франкфурте, затем в других городах Европы, а также Японии, потому что туризм из этой страны растет и нам он очень важен.

На следующий год обязательно проведем в Петербурге Всемирный фестиваль ремесел. Хотим сделать его традиционным. А по Балтике и Средиземному морю отправим "Корабль мира", на котором разместим экспозицию о Петербурге. Договариваемся с мэрами городов, чтобы выносить эту экспозицию на улицы.

Практически готов портал Петербурга в Интернете. Мы имеем возможность представлять рекламные материалы о городе на различных международных мероприятиях. Но если человек видит буклет, в нем должен быть телефон, адрес в Интернете, куда можно обратиться.

Поэтому мы, первыми в стране, создаем call-центр - координационный центр по размещению информации для туристов и компаний, которые их обслуживают. Офис будет работать 24 часа в сутки на шести языках. Это и "горячая линия" - позвонив, турист может получить ответы на все вопросы и заказать гостиницу. Здесь же разместится центральная диспетчерская служба, которая займется составлением реестра перевозчиков. Плюс - служба ГУВД, призванная реагировать на криминальные случаи и оказывать помощь пострадавшим. Надеюсь, мы договоримся с Министерством иностранных дел, чтобы в центре оказывали помощь по первому зову попавшему в затруднительное положение гостю. Здесь же расположится Центральная диспетчерская служба на воде с системой учета водных перевозчиков и пассажиров, поднимающихся на борт, - прежде всего, для их безопасности.

У нас уже есть помещение на Кутузовской набережной, оно отремонтировано, оснащено техникой, сейчас обучаем персонал, и, надеюсь, к новому году откроемся. Словом, call-центр - это координатор работы всех участников туриндустрии. Подобные офисы за границей есть, но они работают не круглосуточно.

Ангелы себя оправдали

- С конца июня на улицах можно видеть представителей туристско-информационной "Службы ангелов". Насколько она себя оправдала?

- Мы создали такую службу первыми в России, приходится на ходу совершенствовать работу - теперь вместе с ангелами с 10 утра до 10 вечера дежурит милиция. Организовано подразделение, которое занимается безопасностью туристов. Ангелы и милиционеры проходят совместный инструктаж. Учить приходится даже тому, что гостям непременно нужно улыбаться. Конечно, поначалу в работе ангелов было много ошибок, кого-то увольняли, брали новых. Но теперь у нас целая папка с благодарностями гостей города на разных языках.

- Значит, если, к примеру, туриста обокрали на улице, ему не нужно искать отделение милиции и объясняться там непонятно как?

- Да, практически созданы передвижные отделения милиции. Ну, а насчет безопасности на улицах, так эта проблема есть во всем мире. В Праге тоже бывают случаи ограбления и, по собственному опыту скажу, часто пытаются обмануть, например, в такси. Но, несмотря ни на что, город преподносит себя красиво, а мы пока не научились.

Есть женщины!

- Сказался ли на увеличении потока туристов саммит?

- Да, по сравнению с прошлым годом к нам приехало на 800 тысяч человек больше. Но если мы не будем поддерживать в мире информацию о городе, этот всплеск пойдет на убыль, как случилось после 300-летия Петербурга. Ближайшая возможность вновь заявить о себе - международная туристическая выставка, которая состоится в городе в начале октября и на которую приедут туроператоры из 58 стран.

- Чтобы привлечь туристов зимой, придумали программу "Белые дни" с фестивалями и балами. Она успешна?

- Зимний рынок туризма увеличился. К нам обращаются с просьбами рассказать, какие программы существуют. Стараемся их разнообразить. Так, на Масленицу хотим провести фестиваль невест, чтобы западные мужчины приехали посмотреть на русских женщин.

- Женщины - наш золотой фонд! А чем еще мог бы похвастаться Петербург?

- Совершенно нетронутая пока сфера - медицинский туризм. А ведь санатории Курортного района могут предложить спектр услуг не хуже, чем зарубежные центры. Уверена, что если начать предлагать этот продукт, он будет востребован. Так же, как яхтенный туризм, - мы мало используем возможности города как морского порта. В Петербурге работает много молодых талантливых дизайнеров, живописцев, музыкантов, художников - вполне могли бы позиционироваться, как город новых начинаний. Петербург нужно пропагандировать и как город семейного туризма, тем более, у нас открылись аквапарк, океанариум.

Есть великолепные возможности для того, чтобы стать городом международных конгрессов. Если сейчас западные фирмы и проводят в Петербурге свои мероприятия, то это получается стихийно. Чтобы централизовать информацию о наших возможностях, создаем конгресс-бюро.

Великолепная пятерка

- Понятно, что развитие туризма сдерживают застарелые проблемы, прежде всего - недостаток недорогих гостиниц. Ситуация меняется?

- Она улучшается благодаря развитию сети мини-отелей. Но вот с ценами мы ничего поделать не можем. Некоторые хозяева предпочитают держать номера пустыми, но не снижать цену. С другой стороны, затраты на содержание отелей высоки. Петербург - дорогой город, для многих отечественных туристов это становится непреодолимым барьером. Вот школьников мы принимаем много, потому что есть недорогие гостиницы-общежития.

- Нужно ли России напоминать, что есть такой город - Петербург?

- Еще как нужно! Мы планируем обязательно позиционировать себя в городах-миллионниках. Ну а пока участвуем в работе Координационного совета "Московское соглашение", который объединяет 60 регионов России. Собираемся каждые три месяца, обмениваемся информационными материалами.

- Откуда к нам едет больше всего туристов?

- Лидируют Финляндия, Прибалтика, французы, немцы, китайцы. Чехов стало меньше из-за спада в экономике страны. Американцы сейчас приезжают меньше, потому что мало информации о том хорошем, что есть в России, пишут только о криминале, и люди боятся. Появляются и новые страны, которые хотят развивать туризм. Недавно у меня была встреча с министром туризма Малайзии, настроена развивать туризм Кения - страна с 28-миллионным населением.

Прошлой осенью была принята "Программа развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005-2010 годы", которую еще называют "Программа "555". Это амбициозные задачи: за 5 лет увеличить число туристов до 5 миллионов и войти в пятерку мировых лидеров. Ни в коем случае нельзя раскачиваться, нужно уже сегодня заявлять о себе.

Смотрите также: