"У ''Ленфильма'' - прекрасное будущее", - уверен генеральный директор киностудии Вячеслав Тельнов.
Полгода на посту
- Вячеслав Николаевич, 28 февраля исполняется ровно полгода, как вы заняли пост генерального директора киностудии "Ленфильм". Удалось ли вам за этот не слишком долгий срок сделать что-то значительное для старейшей кинофабрики страны?
- Знакомясь с положением дел на студии, я ясно осознал, что принятое ранее решение о ее приватизации - явно преждевременное и мы фактически можем потерять "Ленфильм". Я тут же обратился за помощью в Федеральное агентство по культуре и кинематографии, встречался со Швыдким, получил одобрение творческого коллектива "Ленфильма" и совета директоров студии, а затем поделился своими соображениями с губернатором Петербурга. Валентина Ивановна целиком одобрила наш план действий, без колебаний встав на защиту студии. И тут же написала письмо Зубкову, очень внятно обосновав просьбу о приостановке приватизации.
- То есть вы в связке с городским правительством занялись решением проблемы раньше, чем начались волнения и письма деятелей культуры, выступавших против приватизации?
- Понимание ситуации пришло в первую же неделю, но потребовалось время, чтобы разобраться в бумагах, оценить реальную угрозу для студии при условии выставления 100% акций на торги, рассмотреть пути решения проблемы. К тому времени часть объектов недвижимости была продана, и уже тогда стало ясно, что сделки оказались неэффективными. Потенциальных инвесторов, готовых вкладывать средства в кинопроизводство, не было. А стало быть, студию могла купить на корню любая фирма Х, повесить на ее дверях амбарный замок и - прощай, "Ленфильм", с его почти столетней историей. Губернатор моментально отреагировала на ситуацию, но вот ответа из Москвы мы ждали два месяца. И когда заволновалась общественность, Валентина Ивановна уже напрямую встретилась с Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Реакция первого вице-премьера последовала незамедлительно: он твердо заявил, что студию мы не отдадим, она должна быть государственной, и более того, он убежден, что "Ленфильм" станет в конце концов лучшей киностудией в мире.
Через три дня после визита Медведева в Петербург мне позвонили из Москвы и сообщили, что уже подписан протокол о приостановке приватизации "Ленфильма". Вот что значит политическая воля в соединении с молниеносной реакцией. А ведь все механизмы приватизации уже были запущены, и студию могло спасти только хорошо организованное чудо.
Интернет - конек Медведева
- Некоторые называют это чудо грамотным управленческим решением. Ну, может, только отчасти замешенным на здоровом петербургском патриотизме. Согласитесь, не мог мальчик из профессорской семьи, который видел фильмы Козинцева, Хейфица, Германа и Сокурова, поступить по-другому.
- Самое смешное (если смех тут вообще уместен), о грядущей приватизации студии мы узнали почти случайно - наткнувшись в Интернете на сообщение, что объявлен конкурс на аудиторскую фирму для оценки акций киностудии "Ленфильм".
- Если бы Медведев служил в штате вашей студии, вы бы еще скорее сделали это открытие: говорят, что Интернет - его конек... Итак, учитывая, что до вас были на студии люди, давшие добро на ее приватизацию, вам пришлось сделать очень крутой разворот для полной смены курса.
- Я по-настоящему горжусь еще и тем, что за эти полгода заметно изменились умонастроения сотрудников. Разруха в умах иногда страшнее материальной разрухи. Дать развитию студии новый толчок могут только позитивно настроенные люди, а чего можно было требовать от тех, кто жил одним днем, ожидая, что вот-вот все рухнет?
- И какие аргументы в пользу социального оптимизма оказались решающими?
- Мне удалось убедить людей в том, что я пришел бороться за "Ленфильм", что предприятие может быть рентабельным. И, представьте, сегодня денежные обороты студии уже увеличились в разы. Это дает новые перспективы для развития хозяйственной деятельности, обновления оборудования и модернизации, которые позволят обслуживать порядка сорока картин одновременно. Но чтобы выйти на этот уровень, нужны очень приличные деньги. Есть концепция развития предприятия на 2008-2013 годы. Бюджет посчитан до доллара, и он уже получил одобрение городской администрации. А в недавнем интервью губернатора "Петербургскому дневнику" я прочитал, что после выборов Валентина Ивановна вместе с Дмитрием Анатольевичем намерена добиться государственной поддержки для студии.
Создавать - трудно
- Согласитесь, у вас теперь есть основания для оптимизма. Вы ведь поначалу без особого энтузиазма приняли предложение занять новый пост?
- Да, были сомнения. Столько лет уже было отдано Студии документальных фильмов, которой я к тому времени руководил. Но сейчас настроение совсем иное: я теперь ясно понимаю, что нужно делать, в какой последовательности и сколько для этого потребуется денег. Если даже не будет целевого финансирования, но нам просто не будут мешать, мы уже не пропадем. Но обещать новую жизнь через год не берусь. Разрушать легко, а создавать - трудно. Есть программа на пять лет, и за это время мы реально можем создать на базе "старых стен" конкурентоспособную студию нового поколения, способную оказывать творцам весь спектр услуг - от поиска сценария до тиража копий. А там, глядишь, сбудется и прогноз первого вице-премьера Медведева о лучшей студии в мире. Уверен, что в новой должности он поможет нам приблизить эти благословенные времена
Один петербуржец в Кремле хорошо, а два - лучше. Я люблю футбол, а это командная игра.
Смотрите также:
- Устали сами от себя. Александр Сокуров о том, кто защитит город →
- Валентина Матвиенко: "В прошлой жизни я была гречанкой" →
- Крестовый поход против… культуры →