Юрий Стоянов: «Важнейшим из искусств стало телевидение»

   
   

Через кровь - к зрителям

- Все началось в детстве: моя бабушка была кассиром в кинотеатре завода «Продмаш» в Одессе. Я посмотрел там все немое кино: Макса Линдера, Чарли Чаплина, неореалистов. А ведь это шло по разнарядке советского проката! Там можно было увидеть много серьезного глубокого кино, и залы были полные. Ну как не сходить на сеанс за 25 копеек! По бюджету не ударит.

Образ кино в моем детстве - летний кинотеатр, ночь, стрекот проектора, волшебный луч, прорезающий парк, и ты на дереве или на заборе кинотеатра смотришь, к примеру, в 22-й раз «Бриллиантовую руку».

- В советском кино умели показать время, а сейчас и героев-то на экране не осталось, кроме бизнесменов, бандитов, ментов.

- Я бы не называл кино «советским». Это неправильно. Точнее, «снимавшееся в советский период». Оно было разным. Иногда чудовищной кровью пробивалось к зрителям через годы, но доходило. Значение этих фильмов было невероятное, общественный резонанс - огромен. А какие имена режиссеров и актеров!

Насчет героев... Последний Международный московский фестиваль показал, что люди, которые снимают кино, находятся в растерянности из-за невозможности найти в современной жизни какие-то выходы и ответы. Интуицию художника не обманешь. Героев нет, а вот замечательные артисты - есть.

Зачем «вылизывать картинку»?

- Можно ли сказать, что, несмотря ни на что, «важнейшим из всех искусств» остается кино? Ведь мы смотрим его каждый день, хоть и по телевизору.

   
   

- Все-таки «важнейшим» является именно телевидение. Увы! Потрясающий оператор Сергей Мачильский на съемках фильма Дмитрия Месхиева «Человек у окна», работу в котором я недавно закончил, в сердцах сказал: «Вот вылизываем картинку, а увидят все равно только по ящику». А там вылизывать необязательно, на ТВ критерии бывают, мягко говоря, занижены. Да и по телевизору больше смотрят все-таки не кино, а сериалы. Это разные вещи, хорошего «кина» мало, и показывают его поздно.

- Кстати, и в вашей жизни кино появилось поздно. Но зато какие режиссеры: Михалков, Кеосаян, Месхиев... А была обида, что долго не снимали?

- Была. Но должен признать, что и «Городок» невероятно отдалил нас с Олейниковым от кино, потому что у нас сложилась телевизионная репутация, комическая. В кино это могло отвлекать зрителя.

Признаюсь и в другом: «Городок» - не чисто телевизионный продукт, а попытка малобюджетными средствами с помощью видеокамеры и ТВ-технологий создать свое маленькое кино.

- У вас больше 15 фильмов, но на экраны пробиваются далеко не все.

- Это беда нашего времени: снимаешься, а где фильм?!

Где картина Худякова о Гоголе? Я в ней сыграл Ивана Никифоровича. На какой полке картина лежит, на каком канале? В чем она неформатная? Слишком умная? Не дают ответа... Еще одна картина, о судьбе которой не знаю, - «Наш Чехов» по замечательному сценарию Александра Адабашьяна и молодого режиссера Ани Чернаковой. Осталось два съемочных дня - все, денег нет. Выклянчивают грант правительства, все соглашаются - да, конечно, это же Чехов! Но то папочку с документами подали не того цвета, то нитки не той толщины, то скотч не той прозрачности - я не преувеличиваю, а перечисляю причины, по которым не дают деньги закончить фильм.

Кого любить?

- У нас принято ругать американское кино, сваливая на него даже собственные идеологические просчеты в «воспитании подрастающего поколения». А вы, как я слышала, поклонник Голливуда?

- Я люблю американское кино, которое бывает великим, а бывает, как и любое другое, - бездарным.

В американском кино продюсеры обязательно задаются вопросом: «Кого будет любить зритель в этой картине?» Это поиск героя, которого хотят предъявить времени, и они это умеют.

Конечно, в Америке кино - это в большой степени бизнес. Но у нас что, не бизнес? Тоже, но более убогий. У нас существует доминанта проката над здравым смыслом: прокат диктует художнику! А в какой еще стране прокат отнимает 50 процентов прибыли? В Америке многим компаниям принадлежат свои сети кинотеатров.

- У России много говорят о системе Станиславского, но выдающуюся актерскую школу можно увидеть не в наших сериалах и фильмах, а в тех же американских...

- В американском кино работают лучшие на сегодняшний день актеры на земном шаре - Роберт Де Ниро и Мэрил Стрип. Выдающиеся актеры есть и у нас, только они редко снимаются. А в кадр нужно выходить регулярно, потому что теряется техника.

А посмотрите, какое кино снимает Клинт Иствуд! В год по две-три картины одна лучше другой. Это бизнес? А когда Коппола снимал «Апокалипсис наших дней»? Закладывал собственное имущество, находился на грани самоубийства, но сделал картину! А оскароносный фильм «Миллионер из трущоб»? В нем чудовищно рисковали продюсеры, мало кто верил в успех. Кино нужны энтузиасты и подвижники.

- В России их больше в театре. Кстати, мы не поговорили о вашей театральной работе - спектакле «Перезагрузка» в «Балтийском доме»... При вашей-то занятости в «Городке» и в кино не стала ли она «перенагрузкой»?

- В театре у меня произошла удивительная история. На спектакле я подружился с драматургом Ильей Тилькиным. А потом он специально для меня написал сценарий фильма «Человек у окна», который снял Месхиев. Когда на съемках режиссер мне сказал: «Юра, извини, из-за технических проблем мы немножко задерживаемся, минут 15 надо подождать», я ответил: «Дима, да я 52 года ждал этой роли, так что 15 минут подожду».

Есть артисты, которые радуются: как хорошо, что я снялся там-то. А я радуюсь по-другому: хорошо, что не снялся там-то и там-то. И что в правильную дверь вошел в кино, хоть была она тяжелая, со множеством замков.

Смотрите также: