Наш тяжёлый труд - прекрасен. Танцовщик Денис Матвиенко о балете и свободе

Матвиенко - непременный участник балетного фестиваля «Dance Open», который традиционно проходит в Петербурге. А 14 июля Денис выступит в старинной финской крепости Олавинлинна на гала-концерте звёзд фестиваля. Кроме того, 23 июля он исполнит главную партию в премьерном спектакле Михайловского театра «Пламя Парижа».

   
   

Пенсии не будет

АиФ-Петербург: - «Пламя Парижа» - балет советской эпохи, вам это интересно?

- Такие спектакли тоже должны быть в репертуаре театров, это ведь наша история. А для меня это новый опыт, всё новое - привлекает.

АиФ-Петербург: - Вы были солистом Мариинского, Михайловского, Большого, Киевского театров. Сейчас живёте в Петербурге, но в творчестве - вольная птица?

- На самом деле я всегда был вольной птицей. Где лежит трудовая книжка - это формальность. Тем более мы с супругой Анастасией, солисткой Мариинки, - граждане Украины, а работаем в России, и у нас на родине стаж не идёт. Думаю, что пенсию мы получать не будем, и надеюсь, что не придётся жить на одну пенсию. Никогда об этом всерьёз не размышлял, главное - творчество, человеческие отношения. Сейчас мне интереснее всего работать в Петербурге, где всегда можно найти глоток свежего воздуха. Ну и, конечно, гастролирую по миру, приглашений много.

Начо Дуато не будет продлевать контракт с Михайловским театром >>

АиФ-Петербург: - В последнее время возникает всё больше сомнений - действительно ли Санкт-Петербург - культурная столица…

   
   

- Для меня нет сомнений, что в Петербурге самый большой процент культурных творческих людей. Дело не только в театрах и музеях. Я встречал таксистов, которые с энтузиазмом проводили для меня экскурсию по городу, воспитанностью отличались даже люди, ремонтировавшие мою квартиру. Кстати, когда я переехал в Петербург из Украины, один человек мне сказал, что если сможешь прожить здесь три года и выдержать климат - с городом уже не расстанешься. И правда, мы с женой влюбились в Петербург, даже обшарпанные дома и дождь - радуют. Когда в конце ноября проснуться невозможно, а нужно идти на урок - и в этом есть прелесть. Зато как прекрасно сейчас, в белые ночи! Сколько уж раз мы путешествовали по рекам и каналам - а не насмотреться.

А вот на всём постсоветском пространстве, на мой взгляд, осталось не так уж много культуры. С развалом СССР каждая из бывших республик начала терять своё достояние, традиции. Знаю, что и в России в перестроечное время были серьёзные проблемы с финансированием и Большого, и Мариинского театров. Но здесь, в отличие от Украины, в конце концов поддержали «храмы искусства», создали условия, чтобы артисты не уезжали, сохранили культурный генофонд.

А в Украине власти до сих пор не поняли, что национальный театр - это неотъемлемая часть формирования будущего страны. Вообще культура и политика - очень близки. Ещё король Людовик XIV, неглупый был человек, - добился расцвета Франции в том числе и потому, что не жалел денег на искусство. А балету он уделял особое внимание.

Уже не крепостные

АиФ-Петербург: - Долгое время в России считали, что уж «в области балета мы впереди планеты всей». Потом выяснилось, что в современной хореографии отстали. Догоняем?

- Неудивительно, что отстали. Мы ведь были закрыты на протяжении 70 лет, не знали, что делается в мире.

А любой талант нужно развивать и подпитывать информацией. Нельзя проснуться - и создать шедевр. Конечно, призвание важнее, чем образование, но и учиться нужно всю жизнь, каждый день. Надеюсь, что догоним. Наши люди очень талантливы. Вот, например, Алексей Ратманский, кстати, он родился в Ленинграде, детство провёл в Киеве, учился в хореографическом училище в Москве, был солистом Датского королевского балета, возглавлял Большой театр, а теперь - «Американский театр балета».

В Петербурге вручили премию DANCE OPEN >>

АиФ-Петербург: - Наши звёзды балета, действительно - мировой величины. А чем всё-таки они отличаются от западных?

- Менталитет разный. За рубежом артисты, можно сказать, без комплексов. А мы, российские, - более закрытые, внутренне не такие свободные, нас волнует - а как на тебя посмотрят со стороны? Там же артистов больше интересует, что ты сам чувствуешь и как это выражаешь на сцене.

АиФ-Петербург: - Но и наш менталитет меняется? Вот звёзды балета стали рожать детей, не боясь испортить карьеру. В советское время артисты были почти как крепостные, семью приносили в жертву «искусству». Оказывается, совмещать можно?

- У нас с Анастасией в январе родилась дочь Лиза. А в июле супруга уже будет танцевать и в Олавинлинне, и в Мариинском театре.

О себе же честно скажу: после рождения дочери всё моё внимание cосредоточилось на ней. Хочется заняться её воспитанием, а на всё остальное закрыть глаза. Понимаю, конечно, что бросить карьеру в 34 года, когда ты на пике формы, - невозможно, это будет предательством по отношению к работе и к публике. Мы с женой решили ни на день не расставаться с Лизой, потому что ребёнок должен быть с родителями. Уже брали её на гастроли в Америку, в Финляндию она тоже отправится с нами.

АиФ-Петербург: - Современную жизнь в России принято ругать, но люди забывают о неоспоримом преимуществе - весь мир открыт. Для артистов это ведь особенно важно?

- Многие люди тоскуют о старых временах, ведь тогда была защищённость, прежде всего - финансовая. Но старшее поколение должно понимать, что жизнь - для молодых.

И в ней действительно много минусов, но есть главный плюс: свобода выбора. В советские времена я бы не мог жить и строить карьеру, как сейчас.

Балетные судьбы. Екатерина Галанова о звёздах и поклонниках >>

Оптимист во всём

АиФ-Петербург: - Насколько важен характер, для того чтобы сделать звёздную карьеру?

- В первую очередь нужны сила воли, характер и любовь к профессии. Да у любого человека должен быть характер! Но есть те, кто его не имеет: куда толкнёшь, туда он и поплывёт. Я считаю, что принципы очень важны, ими нельзя поступаться. Пусть даже за это придётся понести серьёзную плату. Но зато я могу сказать, что карьеру я сделал абсолютно честно. Кроме того, артистам никогда не надо жалеть себя. Наш тяжёлый труд - прекрасен. За свою карьеру артисты проживают несколько жизней и видят мир совсем в других красках, чем люди, не связанные с искусством. Разве это не стоит стёртых пальцев и кровавых мозолей?

АиФ-Петербург: - Как вам удаётся оставаться оптимистом?

- Я оптимист во всём. Даже когда всё пессимистично, вижу светлые стороны. В мире искусства сталкиваешься с разными человеческими проявлениями. Но перестать верить в людей, в их искренность и милосердие, замкнуться в себе - для меня неприемлемо, я просто умру как личность. Тогда надо перестать заниматься искусством.

Поэтому, какие бы ни были разочарования, нужно это пройти, сделать новый вдох и двигаться дальше. Если что-то было не так, может, ты сам виноват?

Смотрите также: