«Впусти меня»: Скандинавское «Чучело»

   
   

Режиссер:  Томас Альфредсон

В ролях:   Коре Хедебрант, Лина Лиандерссон, Пер Рагнар

Кому смотреть:   Всем, кому в свое время понравилось «Чучело» с Кристиной Орбакайте

Наш рейтинг:

.

Этот фильм – экранизация одноименного романа Джона Айвиде Линдквиста, который сам адаптировал сценарий.  В центре сюжета – история отношений 12-летнего мальчика Оскара и его соседки-ровестницы Эли. Отношения эти осложнены массой непростых обстоятельств. Оскар – мальчик очень замкнутый, растет без отца, в школе над ним постоянно издеваются сверстники, а он в отместку представляет, как будет их убивать.  С Эли все еще сложнее: она вампир, которому вечно 12 лет, к тому же когда-то Эли была мальчиком, а потом его кастрировали. Однако фильм оставляет в стороне гомоэротические девиации романа. Более того, даже вампирская сущность Эли отходит на второй план. Нет, тут, конечно, есть шокирующие и весьма натуралистичные сцены, где девочка-вампир питается местными жителями и спасает Оскара от издевательств со стороны школьников. Но «Впусти меня» - не об этом. Как и другой недавний вампирский фильм – «Сумерки» - это кино о первой любви, о том, как встретились два одиночества и изменили друг друга: один понял, что убивать плохо, второй – что своими кровавыми желаниями можно и нужно управлять.

Жюри Гетеборгского международного кинофестиваля очень точно сформулировало главное достижение картины, присудив фильму Nordic Film Prize «за успешную трансформацию вампирского фильма в действительно оригинальную, трогательную и удивительно человечную историю о дружбе и одиночестве».

А еще это фильм о том, как страшно жить, когда кругом практически ничего не происходит, тебя окружают лишь бесконечный белый снег да серые унылые люди, жизнь превращается в существование, а вопросы из серии «В чем смысл, брат?» давно уже утонули в вине и водке. Всю эту тоску и белоснежную тягость режиссер Томас Альфредсон показывает мастерски, талантливо: камера постоянно смакует болезненно-красивые, долгие, тяжелые планы, от которых самому хочется выть. И на этом фоне внимание к деталям, крупные планы ресниц или ладоней на стекле, только подчеркивает хрупкость, беззащитность конкретного индивидуума и его чувств.

Прочувственная режиссура и шикарная операторская работа дополняются трогательной игрой молодых актеров, для которых «Впусти меня» стал громким дебютом, редкими, но очень меткими спецэффектами, сделавшими бы честь любому навороченному «ужастику» родом из Голливуда, и очень точно подобранной под видеоряд музыкой. В итоге получился нетривиальный фильм о нашей жизни, доказывающий, что выходов из окружающей тебя невыносимой тяжести бытия может быть совсем немного:  и один из них – яркие чувства, заставляющие преодолеть собственные страхи и комплексы.

ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА

   
   

Смотрите также: