«Идиот». БДТ. 1957 год
В декабре 1957 года на сцене Большого драматического театра состоялась премьера постановки «Идиот» по роману Федора Достоевского. Это событие стало настоящей театральной сенсацией уходящего года. Со всех уголков Советского Союза в город на Неве приезжали люди, желающие увидеть необычного князя Мышкина, о котором с восторгами писали многие критики. Роль Льва Николаевича, человека смиренного, кажущегося чудаковатым, исполнил малоизвестный на тот момент актер Иннокентий Смоктуновский. Зрителям он мог быть знаком по небольшим ролям в кино «Убийство на улице Данте», «Как он лгал её мужу» и «Солдаты».
Роль, изменившая актерскую судьбу, досталась Смоктуновскому совершенно случайно. В самом начале князя Мышкина должен был играть актер Пантелеймон Крымов, но после того, как он пропустил первую репетицию, Георгий Товстоногов отказался от его услуг. Рассмотреть кандидатуру Иннокентия Михайловича ему предложил актер Евгений Лебедев, назначенный на роль Рогожина. Со Смоктуновским он снимался в фильме «Шторм» и сохранил о нем самые лестные впечатления. Артист, исполнивший в киноленте роль Фарбера, понравился Товстоногову, и тот пригласил его в Ленинград.
Годы спустя режиссер вспоминал, первое впечатление, которое на него произвел Смоктуновский:
«О постановке «Идиота» я думал давно, задолго до того, как пришел в Большой драматический театр. Естественно, что в моем воображении поселился свой Мышкин. Он занял прочное место в моих планах. Но он еще не был реальностью. Первое, что показалось мне знакомым в никогда не виденном раньше артисте Смоктуновском, — это его глаза. У своего Мышкина я видел такие глаза — открытые, с чистым взглядом, проникающим вглубь».
Роль князя Мышкина сделала Смоктуновского знаменитым. После этого спектакля им заинтересовались многие режиссеры, которые хотели видеть его в своих картинах.
Любопытно, что сохранился актерский экземпляр роли Мышкина с пометками артиста. На первых страницах можно прочитать заметки к роли: «Херувимчика не нужно» и «не впадать в благостность».
«Девять дней одного года», 1962 год
Лента, рассказывающая о молодых ученых-ядерщиках, была признана читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1962 года.
На международном кинофестивале в Карловых Варах киноповесть получила главный приз - «Хрустальный глобус». Смоктуновский же на этом фестивале получил премию за лучшее исполнение мужской роли. Отметили картину и члены жюри кинофестивалей в Сан-Франциско, Мельбурне и Чехословакии.
Интересно, что Иннокентий Смоктуновский был приглашен на роль физика-теоретика Ильи Куликова благодаря знакомству с Еленой Александровной Кузьминой, супругой режиссера Михаила Ромма. Вместе с ней он снимался в ленте «Как он лгал её мужу» по произведению Бернарда Шоу. Именно она порекомендовала мужу начинающего актера, когда Юрий Яковлев, который должен был сыграть Куликова, попал в больницу.
Работа над картиной, по воспоминаниям актера, давалась непросто. В книге «Время добрых надежд» он писал, что образ Куликов, по его мнению, был не завершен, так как материала для роли было мало. Когда же фильм был готов, то Смоктуновский был искренне расстроен, решив, что он испортил и роль, и саму ленту.
«Гамлет», 1964 год
Экранизация трагедии Шекспира вышла на экраны в 1964 году - к четырехсотлетию со дня рождения драматурга. Двухсерийный художественный фильм был показан в Лондоне, где проходила неделя фильмов, снятых по произведениям величайшего англоязычного писателя.
Экранизация, созданная режиссёром Григорием Козинцевым, поразила зарубежных критиков. Так, к примеру, в газете «Гардиен» вышел материал Джеймса Кеннеди, в котором автор писал , что «никогда не видел на английской сцене исполнителей ролей в «Гамлете», которые были бы столь впечатляюще убедительными, как эти русские»:
«Сам светловолосый Гамлет (Смоктуновский), насторожённый, как туго натянутый лук, тонкокостный и чувствительный без женственности беспокойный юноша, вырастающий по ходу действия в трагического мужчину, — это было превосходной игрой».
Сохранилась история, что режиссер Лоуренс Оливье, снявший в 1948 году свою версию «Гамлета», обратился к Иннокентию Смоктуновскому с вопросом о возрасте, в котором он играл эту роль:
—Сколько вам лет?
— 42 года.
—О, успел. Повезло! Потом сердце не выдерживает такой нагрузки…
Стоит отметить, что фильм получил специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля в 1964 году, бельгийскую премию «Фемина» в 1966, был номинирован на премию «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Вспоминая о работе над картиной, Козинцев говорил, что у него не было сомнений, кто должен исполнить Гамлета. Увидев фильм «До будущей весны» режиссёра Соколова, в котором играл Смоктуновский, он понял, что именно этот актер должен сыграть принца датского.
«Я вернулся домой и знал, что Гамлет есть! И никаких сомнений, колебаний, фотопроб, кинопроб не было!» - вспоминал он.
«Берегись автомобиля», 1966 год
На роль современного «Робина Гуда» режиссер Эльдар Рязанов приглашал известных актеров. Поскольку Иннокентий Смоктуновский снимался в «Гамлете», то на его участие рассчитывать не приходилось. В самом начале рассматривалась кандидатура Юрия Никулина, но, когда начались съемки в 1964 году, он отправился с цирком в зарубежное турне.
Среди других кандидатов были Олег Ефремов и Леонид Куравлев. В одном режиссеру «не хватало странности и эдакого лёгкого сдвига мозгов», в другом - «сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек».
Зато Ефремов идеально подходил на роль следователя Максима Подберёзовикова.
После долгих переговоров Рязанову удалось убедить Смоктуновского предстать в образе застенчивого страхового агента. Любопытен тот факт, что по сюжету фильма Юрий Деточкин играет в самодеятельном театре как раз роль Гамлета.
Герой фильма «Берегись автомобиля» так понравился зрителям, что в Самаре в 2012 году был поставлен ему памятник.
«Чайковский», 1969 год
Лента о русском композиторе была снята режиссером Игорем Таланкиным в 1969 году на киностудии «Мосфильм».
Блестящий актерский состав не спас фильм от критики. Лента вызвала неоднозначные отзывы. Так, к примеру, Виктор Копытько назвал фильм «редкой дрянью». Картину критиковали за музыкальное сопровождение и недостатки в сценарии. Тем не менее, по итогам зрительского опроса журнала «Советский экран», Смоктуновский был признан лучшим актером 1970 года.
Отметило его игру и жюри уважаемых кинофестивалей. Так в Сан-Себастьяне Смоктуновский получил приз как лучший актер.
Сама лента была номинирована на «Оскар» в номинациях «лучший фильм на иностранном языке» и «лучшая адаптация музыкальной темы». Также картину номинировали на «Золотой глобус» как лучшую картину на иностранном языке.
Смотрите также:
- От Гоголя до Шекспира. 5 лучших фильмов режиссера Григория Козинцева →
- «Ну здравствуй, брат». Лучшие кинороли Сергея Бодрова-младшего →
- Волевая женщина. 6 лучших фильмов актрисы Елены Сафоновой →