Игры с историей

   
   

 Наступивший 2012 год объявлен годом российской истории, чтобы привлечь внимание народа к прошлому своей страны. Об историческом самосознании, переписывании учебников и «белой» революции нам рассказал доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории славянских и балканских стран историчес-кого факультета СПбГУ

Александр Филюшкин.

Величие и трагизм

- "АиФ-Петербург": Состояние исторической памяти народа сейчас на низком уровне. Об этом свидетельствуют и социологические опросы, и школьные сочинения. Мы действительно свою историю не помним и не знаем?

- В блогах сейчас в моде поговорка: «Россия делится на тех, кто с «айфоном» и кто с «шансоном». Так вот: первые, социально активные россияне, в большинстве своём историю знают, интересуются культурой страны, стремятся говорить на правильном русском языке. Однако историческая безграмотность большой части населения России сегодня очевидна. И это - результат невнятной государственной политики в данной области. Ведь в последние годы историческое образование у нас медленно, но верно сокращается. Свои позиции смогли сохранить только два вуза страны - СПбГУ и МГУ, в остальных набор на исторические факультеты уменьшился в 2-6 раз. В европейских странах другое отношение к прошлому. Там работают масштабные образовательные и культурные программы, снимаются популярные исторические фильмы. У человека формируется представление, почему он француз, немец, англичанин, и что этим нужно гордиться.

Кризис исторического самосознания может привести к дезориентации и разрушению страны. Отрадно, что наши власти, наконец, это осознали и стали действовать.

К слову, в ситуации исторического кризиса после Второй мировой войны оказалась Германия. Немцам нужна была идея, способная поднять их с колен. И власти постгитлеровской Германии провели грамотную политику, основанную на том, что простые немцы также стали жертвами фашизма. Шло очищение страны от нацистского прошлого на фоне обращения к более ранней истории. Это позволило немцам сплотиться и вновь почувствовать национальную гордость.

- "АиФ-Петербург": В России учебники по истории не раз переписывались с учётом государственных интересов. Насколько они честны сегодня?

   
   

- Во всех странах мира учебники переписываются в зависимости от времени и режима. Ключевые фигуры и события прошлого переоцениваются, исходя из настоящего. Стоит вспомнить, как «преобразовывалась» в учебниках истории личность последнего императора Николая II. В советские времена его мазали чёрной краской, в 90-е представляли святым, принявшим мученическую смерть. Сейчас у историков более взвешенный подход. Да, человек он был неплохой, но имел ли право так легко отказываться от престола в страшные для страны времена? Ведь его предшественник, Николай I, в похожей ситуации в 1825 году заявил: «Либо я сегодня мёртв, либо император» и сам повёл войска на восставших декабристов. Кроме того, всюду есть тенденция приукрасить свою историю, сделать себя «древнейшим народом», первооткрывателем в каких-то областях и т. д. Так что игры с историей в любой стране - дело обычное.

На мой взгляд, не нужно бояться различных трактовок исторических событий и большого количества учебников. Главное, они должны быть написаны так, чтобы человек смог понять всё величие и трагизм эпохи. «Не судить, но понимать» - этот лозунг историка, высказанный французом Марком Блоком, для России сейчас особенно актуален.

Обогнали за партой

- "АиФ-Петербург": В том, что Россия до сих пор не может стать цивилизованным европейским государством, многие винят 1917 год. Поскольку основные достижения в экономике, музыке, литературе произошли именно до этого года. А 70 лет коммунизма отбросили нас далеко назад.

- Не надо преувеличивать недостатки СССР. В научной сфере, в военном деле и многих других отраслях мы были впереди всей планеты. Всё это основывалось на лучшей в мире системе советского образования. Когда мы запустили в космос первый спутник, американцы сказали: «Русские обогнали нас за школьной партой». Другое дело, что в 1980-1990-е годы система рухнула. И это пришлось на время развития высоких технологий в Европе и США. Пока у нас в стране закрывались предприятия и сворачивались научные проекты, они шагнули в век информатизации. Кроме того, обвиняя во всём революцию 1917 года, стоит помнить, что возникла она не на пустом месте. Страна подошла к ней в глубоком экономическом и политическом кризисе. И говорить о том, что 1917 год нас сбросил в пропасть, я бы не стал.

Прививка от революции

- "АиФ-Петербург": Сейчас, спустя 95 лет, в России вновь заговорили о революции. Только мирной и «белой». Были ли в истории примеры, когда «белая» революция превращалась в «красную»? 

- Февральская революция 1917 года была относительно бескровной. В основном происходили мелкие стычки, митинги и демонстрации. «Красной», кровавой она стала уже после Октября. Сейчас все разговоры о революции - это спекуляции определённых политических сил. Никаких предпосылок к массовому народному бунту в России нет. В отличие от 1917 года, сейчас у нас нет социального слоя, который бы стремился к переменам таким путём. И вообще у российского общества хорошая прививка от революции. Мы пережили столько потрясений, что стабильность стала важной социальной ценностью.

- "АиФ-Петербург": Уже не раз высказывалась идея, что одним из стержней Российского государства может стать православие. Но насколько это возможно в условиях мультинационального общества? И вообще, что может стать объединяющей идеей для русского народа?

- Несомненно, православие несёт в себе немало позитивных моментов. В отношении моральных ценностей, семьи, воспитания детей и прочего. Но в светском европейском государстве XXI века религия не может стать сплачивающим фактором. Попробуйте объединить православием всех россиян - от бурята до москвича.

Это невозможно. К тому же Россия всегда отличалась большой религиозной терпимостью и толерантностью. В отличие от Европы, в ней никогда не было религиозных войн.

Возможно, объединить нас могла бы идея России - великой страны, матери для всех живущих в ней народов. Как, к примеру, граждане США - люди разных национальностей и цвета кожи - ощущают себя частью великой страны и разделяют её ценности. Не забывая и о своих национальных корнях. Для этого надо верить в свою страну и служить на её благо. Но, увы, сегодня люди охотнее «дружат против кого-то», чем для чего-то.

Смотрите также: